Скрыть

Психосинтез = Раджа-Йога?

При освоении психосинтеза я обнаружил ряд совпадений его теории и практики с представлениями Раджа-йоги.

 Психосинтез  Раджа Йога

Вот цитата из книги Роберто Ассаджоли «Психосинтез: теория и практика». — M.: «REFL-book», 1994 г. (стр. 86):

 

Самоотождествление

1.            Начните сознавать свое тело.
Некоторое время просто отмечайте, не пытаясь изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознать.

Сознавайте, например, как ваше тело соприкасается со стулом, на котором вы сидите, ноги —с полом, одежда — с кожей.

Сознавайте свое дыхание.

Почувствовав, что вы достаточно исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу упражнения.

 

2.            Начните сознавать свои чувства. Какие чувства вы испытываете в данный момент?

Какие основные чувства вы чаще всего испытываете в повседневной жизни? Рассмотрите как положительные, так и отрицательные чувства:
любовь и раздражение, ревность и нежность, подавленность и приподнятость.

Не оценивайте своих чувств. Просто рассматривайте их как ученый, делающий описание явления.

Удовлетворившись проведенным обзором, отвлекитесь от чувств и переходите к следующему этапу упражнения.

 

3.            Обратите внимание на свои желания. С тех же беспристрастных позиций рассмотрите основные желания, побуждающие вас что-либо
предпринимать в повседневной жизни. Нередко вы можете отождествлять себя с тем или иным из них, но сейчас просто рассмотрите их одно за другим. Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

 

4.             Понаблюдайте за миром своих мыслей. Как только появляется мысль, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья
и т. д. Если вы думаете, что никаких мыслей у вас нет, осознайте, что это тоже мысль. Наблюдайте за течением потока своего сознания: воспоминания,
мнения, чепуха, доводы, образы.

Занимайтесь этим пару минут, а затем оставьте и эту сферу.

 

5. Наблюдатель — тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мысля ми,— представляет собой нечто иное, нежели
объекты, за которыми он наблюдает.

Кто же наблюдал за всеми этими сферами?

Ваше «я».
«Я» — не образ или мысль, а существо, наблю-
давшее за ними и непохожее на них.

Это существо — вы. Скажите про себя: «я — это я, центр чистого сознания».

 

 

А вот цитата из книги Свами Вевекананды «Раджа-йога»

(лекции, читанные в 1895-1896 г.г.). Сосница, 1906 г.

(глава «Первые шаги»):

Некое божество и некий демон пошли к одному великому мудрецу, чтобы узнать у него, что такое "Сущее" (Высочайшее, Бог). Они долго учились у него, и наконец мудрец сказал им: "Ты сам то Сущее, которое ищешь". Оба они подумали, что их тела и есть "Сущее". "Мы достигли своей цели", – сказали они и оба вернулись к своим и сказали: "Мы узнали все, что нужно; ешьте, пейте и веселитесь; мы Сущее, и нет ничего выше нас".

Натура демона была невежественная, помраченная, и ему не требовалось ничего больше; он был вполне удовлетворен мыслью, что он Бог, что под Сущим следует понимать тело. Но божство имело более чистую натуру. Сначала оно впало в ошибку, думая, что "я" это тело и что оно-то и есть Бог, и что поэтому необходимо держать его крепким, здоровым и хорошо одетым и доставлять ему всякого рода телесные наслаждения; но через несколько дней оно пришло к заключению, что так не мог думать мудрец, его учитель, а что тот разумел нечто более высокое. Поэтому оно вернулось к нему и сказало: "Учитель, тому ли ты меня учил, что это тело есть Сущее? Я вижу, что все тела умирают, Сущее же не может умирать". Мудрец отвечал: "Найди его; ты Оно". Тогда божество подумало, что то, что разумеет мудрец, суть жизненные силы, действующие в теле; но после некоторого времени нашло, что, если оно ест, эти жизненные силы остаются крепкими, а когда голодает, они слабеют. Оно пошло опять к мудрецу и сказало: "Учитель, думаешь ли ты, что Сущее это жизненные силы?" Мудрец отвечал: "Найди его сам; ты – Оно". Божество вернулось еще раз, подумав, что, быть может, Сущее значит – разум; но через несколько дней пришло к заключению, что мысли бывают так различны, – то хорошие, то дурные, – что разум слишком изменчив, чтобы быть Сущим. Оно еще раз пошло к мудрецу и сказало: "Учитель, я не думаю, чтоб и разум мог быть Сущим; его ли ты разумел?" – "Нет, – отвечал мудрец, – ты – Оно; найди его сам". Божество ушло и наконец поняло, что несомненно оно само и есть Сущее, превыше всякого разума. Одно, не имевшее рождения и смерти, что меч не может пронзить, ни огонь сжечь, что воздух не может иссушить, ни вода растворить; безначальное, нерожденное, неизменное, неосязаемое, всеведущее, всемогущее Сущее, которое не есть ни тело, ни разум, но выше их обоих. Тогда оно удовлетворилось; а бедный демон, благодаря своей привязанности к телу, так и не узнал истины.

 

Таким образом, смысл основного представления об устройстве психики, и в психосинтезе и Раджа-йоге очень сходен.

Источник этих совпадений становится понятным, если обратить внимание на интерес Роберто Ассаджоли к восточным практикам.

Конечно, психосинтез имеет много деталей приспособления под условия психотерапии и психической саморегуляции. Однако, такая аналогия создает условия для взвимодополнения этих замечательных практик.

 

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 9 апреля 2016,  33 просмотра
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
3215b Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх