Скрыть

Все сказанное - сказка

 

 Все сказанное  сказка

Введение

В культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева развитие человека представляется, как усвоение сложившихся культурных образцов, возможное не иначе как посредством деятельности. Человек, который является  субъектом деятельности, способен уподобить свое действие логике усвоенного культурного образца.

На протяжении многих тысяч лет культурные образцы деятельности и смыслы деятельности передавались в общественном сознании посредством сказок, легенд и мифов. В контексте теории деятельности и культурно-исторической теории сказки и мифы являются фактором опосредствования передачи человеку способа построения действия и осознавания его смыслов.

 Анализом сказок и их влияния на формирование личности занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец  и многие другие.

Эксперименты Юнга показали, что человек может руководствоваться неосознанными паттернами поведения, которые базируются не на рациональном мышлении, а на установках, имеющих мифологические корни. Это приводит к неосознанному стремлению к усвоению мифов и сказок.

Эрик Берн в теории трансактного анализа, разработал представление о сценариях, которые программируют поведение ребенка и проявляют себя во взрослой жизни. В качестве инструмента по терапии сценариев Берн предложил контрсценарий, который часто был реализован в виде историй и сказок о возможной альтернативной жизни человека.

Включение сазкотерапии в перечень инструментов психологии произошло в результате исследований и работ отечественных психологов Д. Б. Эльконина и Л. С. Выгодского. Эльконин исследовал сказки, посредством которых у дошкольников выстраивалось желательное, морально правильное поведение.

В 90-х годах в психологии сформировалось практически новое направление психотерапии, основанное на применении сказок, которое было названо сказкотерапией. В настоящее время сказкотерапия является достаточно популярным методом работы многих практикующих психологов. Здесь нужно отметить, что разные авторы применяют различные теоретические подходы к практике сказкотерапии.

 

Особенности метода сказкотерапии

Современная сказкотерапия широко применяется в детских садах, школах, реабилитационных центрах, в курортной терапии и в дефектологии. Сказкотерапия применяется для интеграции личности, развития творческих способностей, адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также для диагностики и коррекции личностных черт и паттернов поведения. Сказкотерапия не имеет ограничений по возрасту.

Сказка, как способ воздействия на состояние человека, применяется много тысяч лет. Происхождение сказки этнографы относят к шаманским камланиям, когда в процессе «путешествий в мир духов» шаман вел рассказ о наблюдаемых там событиях.

Сказкотерапия позволяет применить древние практики активного воображения народной психотерапии в контексте современных представлений и технологий психологии. Смежными со сказкотерапией психологическими техниками работы с воображением, являются такие практики, как психосинтез Р.Ассаджоли, ролевой аутотренинг В.Леви, психогимнастика М.И.Чистяковой, психодрама, символдрама, библиотерапия, имаготерапия, арттерапия и др.

Однако, наряду с общими подходами различных направлений арттерапии, сказкотерапия имеет ряд особенностей. К таким особенностям относится, в первую очередь, апелляция сказки к иррациональному метафорическому древнему мышлению. Герои сказки часто действуют в магической реальности – они разговаривают с деревьями, животными, камнями, ветром, водой и пр. В качестве примера такого мировосприятия в решении жизненных задач можно привести сюжеты Мориса Метерлика, описанные в произведениях «Синяя птица» и «Обручение».

Образное метафорическое мышление очень тесно связано с эмоциональными состояниями и поэтому имеет более короткий путь к их коррекции. Однако, эта особенность сказкотерапии имеет особые требования к сказкотерапевту. Психолог в условиях сказкотерапии должен быть готов включить свое воображение для реального ощущения сказочности происходящего. Без этого невозможно эффективное общение во время практики сказкотерапии. Для погружения в метафорическое мировосприятие в процессе работы психолог обычно разыгрывает какую-то сказочную роль. Такая сказочная роль может представлять,  например, образы Деда Мороза, волшебника, феи, гнома, эльфа, мага, шамана и т.п. 

 

Жанры применяемые в сказкотерапии

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, былины, акыны, мифы, народные сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтези и пр. Все, что написано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому ребенку соответствующий его интересам жанр. Рассмотрим примерный перечень жанров.

Притча. Именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать со взрослыми и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Она чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных ситуаций.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Басни хороши в работе с подростками.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нетипичной реакции. Особо хороши для использования анекдоты в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Миф. Повествование о глобальных смыслах и событиях мирового значения. Это события типа сотворения мира, рождения богов и проблемных взаимоотношений между ними. Из мифов мы узнаем о проблемных и трагических жизненных сценариях.

Былина. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Былины могут быть использованы в работе с подростками.

Народные сказки. Древнейшая основа этих сказок – единство человека и природы, а также следующие идеи: а) окружающий нас мир – живой; б) ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно; в) разделение добра и зла, победа добра; г) самое ценное дается только через испытание, а то, что далось легко, даром, может быстро уйти; д) вокруг нас большое число помощников. Но они приходят на помощь лишь только в том случае, когда герой уже действительно не может справиться с ситуацией.

Акын. Коротко этот вид сказок описывается, как «что вижу – то и пою». Обычно исполняется под аккомпанемент музыкальных инструментов бубна, домбыры, кобыза и т.п.

 

Эффективность сказкотерапии

Многие люди считают сказку исключительно детским видом культурного времяпровождения, а для взрослых читать или рассказывать сказки считается чем-то несерьезным. Однако, это не так. В работе со взрослыми сказка часто дает достаточно хорошие результаты.

Применение сказкотерапии очень эффективно в работе с людьми, которые испытывают трудности в общении. Это касается, как детей, так и взрослых. замкнутыми, пассивными, с неконтролируемой агрессией, с завышенной самооценкой, страдающими фобиями депрессиями.

В некоторых случаях целесообразно предложить человеку попробовать самостоятельно найти нужную игровую роль. Это делается с целью активизации самостоятельного поиска.

Так же, с помощью разыгрывания сказочных образов воспитываются нужные черты характера. В этом случае человек играет роль, соответствующую тренируемой черте характера (смелости, терпения, доброты, уравновешенности, правдивости и др.). Это можно делать и в процессе самостоятельной ролевой игры.

Главная психотерапевтическая особенность сказкотерапии – рассмотрение жизни и судьбы человека, как сказки. Этот принцип происходит из шаманских целительских методов, шаманы говорят, что «все сказанное – сказка». Такая точка зрения позволяет человеку эффективно включиться в процесс творчества собственной «сказки своей судьбы». Этот процесс аналогичен процессу коррекции жизненных сценариев в подходе Э.Берна. Однако, сказкотерапия позволяет сделать эту работу в более романтичном и эмоционально насыщенном варианте. Особенно эта эмоциональная сторона важна в работе с детьми. Но и в работе со взрослыми включение эмоционального контекста позволяет более эффективно работать с личными душевными силами человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986 – 576 с.
  2. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте.— М. Просвещение, 1991.
  3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературных произведений // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1986. - Т. 1.
  4. Запорожец А.Б. Психология восприятия сказки ребенком // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9.
  5. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. — СПб.: Издательство «СМАРТ», 1996. 98 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь»,. 2000. - 310с. 
  7. Ингерман С. Возвращение души. – Киев, 2001 г.
  8. Метерлинк М. Синяя птица. Обручение. – Киев, «Молодь», 1988 г. – 256 с.
  9. Михальченко К. А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1801/
  10. Пропп В. Я. Морфология сказки. – М., 1969.
  11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986 г.
  12. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова-- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с
  13. Эльконинова Л., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2.
  14. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: «АСТ», 1998. – 400 с.

 

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 2 июля 2018,  14 просмотров
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
45cd3 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх