Скрыть

Анимистический подход к применению упражнений йоги

Скляренко В.Р., Асаулюк В.А.

Анимистический подход к применению упражнений йоги в решении задач психической саморегуляции.

Статья содержит общее описание применения анимистического подхода к применению упражнений йоги в работе практического психолога. В статье предлагается оригинальный подход к объяснению психотерапевтического воздействия асан и принципа их подбора для решения задач психической саморегуляции. Предложенный подход апробирован на собственном опыте авторов и на опыте применения в психологической практике.

Проблемы осмысления йогической практики.

Йога является едва ли не самой популярной системой народной психотерапии, которая сделала огромный вклад в формирование научной психологии [4]. Популярность йоги в современном обществе создает условия для ее применения в решении практических задач психической саморегуляции, преодоления депрессий, стрессов и организации здорового образа жизни [5], [6]. Но объяснения психотерапевтического воздействия асан остаются достаточно разнообразными.

Йогическая практика появилась у древних ариев и насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Слово «Йога» в переводе с санскрита означает «союз», «соединение» и объясняется в классическом индуизме, как процесс соединения индивидуальной души с Богом - Всемирной Душой. Такое соединение, по мнению индусов, приносит человеку духовное просветление, душевное равновесие, здоровье [7]. Но объяснение таких понятий, как душа, Бог, и как происходит процесс их соединения оказывается весьма неоднозначными.

В настоящее время насчитывается большое количество различных подходов к практике йоги. Жизненный опыт показывает, что разобраться в калейдоскопе религиозных, научных и псевдонаучных теорий, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами бывает очень трудно. Не добавляет ясности и обращения к древним трактатам по йоге, поскольку знакомство с индийской философией и религией занимает очень много времени. К тому же, индийская философия имеет шесть только классических систем, которые не совпадают между собой в мировосприятии и толковании важных для йоги понятий.

Для преодоления этих трудностей доктор философских наук В.В. Бродов в документальном фильме «Индийские йоги - кто они?» (1970) рекомендует обращать внимание только на практическую сторону йоги и «оставить в стороне мистические представления и философию». Но опыт показывает, что оставлять теоретические основы йоги без внимания можно только до определенного времени. Через некоторое время практики человек сталкивается с необходимостью осознания смысла упражнений. В данной статье для преодоления препятствий в осознании и понимании смысла йогических упражнений предлагается обращение к особенностям древнего ведического мировосприятия, которое является основой ведической культуры и йогической практики. Это древнее мировоззрение является достаточно простым и не вызывает трудностей в его понимании. В научной литературе древнее мировоззрение называется анимистическими сознанием.

Анимистическая сознание.

Термин «анимистическая сознание» происходит от латинского слова anima - душа [8]. Характерной чертой анимистической сознания является восприятие мира, как живого и населенного духами. Американский антрополог и исследователь первобытных культур Майкл Харнер считает, что термин «мир духов» у шаманов аналогичен представлению современной культуры о «пространстве воображения» [9].

Первобытного человека не интересует объяснение причины явления, поскольку на это нет времени в условиях постоянной борьбы за жизнь. Вместо этого человека интересует именно действие предмета или явления, поскольку именно от действия зависит опасность или полезность предмета. Поэтому такое мышление приводит к восприятию мира, как мира действующих лиц. В нашем языке сохранилось много следов этого мышления. Например, мы говорим: «Дождь идет», «Солнце встало», «Ударил мороз», «Ветер дует», «Пришло лето» и т.п.

Действенная составляющая предмета и воспринимается как его Дух. Поэтому те предметы, которые помогают человеку, считаются его духами-помощниками [1]. К духам-помощникам относят также и личные действенные способности человека (умение плавать, общаться, что-то понимать, петь, танцевать, охотиться и т.п.). Эти «помощники» могут пополняться в течение жизни при освоении новых умений и навыков [1]. Многие из этих умений люди перенимали у животных, которые считались авторитетами в своих видах деятельности. В таком случае считается, что дух соответствующего животного помогает человеку в его жизни [1]. Анимистические представления первобытных людей оказываются и в способе давать имена пo характеру и способностям: Быстрый Олень, Хитрый Лис, Мудрый Ворон и т.п.

 Анимистические представления древних ариев в своей сути не отличались от общечеловеческих анимистических представлений. Так, Мэри Бойс, известная английская исследовательница древних ариев, пишет, что они верили в духов и называли их манйу или маинйу от глагольного корня ман - думать [3]. Наличие Маинйу приписывалось всем явлениям, даже в их малейших проявлениях. Так, например, считалось, что комок земли имеет Маинйу земли, а присутствие Маинйу воды чувствовалось, как в жертвенной чаше, так и в огромном озере; также признавался связь между Солнцем и Маинйу домашнего очага [3]. Такие представления древних ариев составили древнюю ведическую культуру.

Йогическая практика, как воплощение анимистической сознания. Согласно исследованиям М. Бонгард-Левина и Е.А. Грантовского, советских ученых исследователей истории древнеиндийской и древнеиранской культуры, йога происходит от северного шаманизма [2]. Такие выводы были сделаны на основе исследований общих мифологических сюжетов в индийской, иранской, скифской, славянской и культур Средней Азии и народов Сибири. Таким образом, обратившись к представлениям сибирского шаманизма, можно в значительной степени реконструировать первоначальную сущность ведической культуры и йогической практики.

 Привлечения нужных маинйу (духов) в ведических обрядах осуществляется путем вызывания соответствующих ощущений. Считается, что определенные самоощущения являются проявлениями действия соответствующих маинйу, которые вошли в тело человека. Например, ощущение смелости - является проявлением маинйу смелости, чувство влюбленности - маинйу любви и т.д. [3]. Древние шаманские обряды используют движения, танцы, имитирующие определенные действия и, таким образом, привлекают соответствующие силы [9]. Чаще имитируются движения и поведение животных, которые считаются обладателями определенных черт характера, определенных способностей, а следовательно и представителями определенных маинйу.

В современной йогической практике также есть подобные упражнения с танцами, они называются «Натарадж» - высший танец. Но более известной и популярной в Индии стала йогическая практика асан - статических упражнений, которые также имитируют животных и определенные предметы, а следовательно и привлекают определенные самоощущения и духовные силы. Слово «асана» состоит из слов «ас» - дух (божество) и «ана» - мать. Таким образом это слово можно перевести как «божественная мать» или как «мать бога».

Современный индийский врач Мишра Рамамурти считает, что каждому виду деятельности соответствуют свойственные для этой деятельности положения тела и каждое положение тела связано с определенным типом мышления [7]. Мишра Раммурти считает, что именно это имел в виду автор Йога-Сутры мудрец Патанджали в афоризме о асане (глава 2, афоризм 46,): «Асана есть устойчивое, неподвижное, удобное и приятное положение тела» [7].

Привлечения нужных духовных сил в целительской практике йоги отражено в другом афоризме Патанджали (глава 2, афоризм 33): «Для преодоления разрушительных мыслей нужно развивать их противоположности» [7].

Так, например, для преодоления страха нужно развивать силу смелости. А развитие силы смелости осуществляется асаной «удобной и уравновешенной» для состояния смелости. Такая асана подбирается индивидуально. Существует много стандартизированных асан, регулярная практика которых постоянно и последовательно привлекает в жизни человека положительные душевные силы (самоощущения). Например, Симхасана (поза льва) привлекает смелость, Гарудасана (поза орла) привлекает самоощущение легкости и свободы, Триконасана (поза треугольника) позволяет соединять противоположные душевные силы (Неба и Земли и т.д.).

Для привлечения нужной душевной силы кроме асаны существуют и психологические упражнения. Вернее сказать, что выполнение асаны является только внешней частью процесса привлечения нужной духовной силы. Внутренняя умственная работа имеет несколько степеней концентрации внимания, это Пратьяхара, Дхарана, Дхияна и Самадхи. Но конечной ступенью является Самьяма - три последних ступени вместе. Самьяма завершает процесс соединения с нужной психической силой. Это отражено в следующем афоризме Патанжали (глава 3, афоризм 25): «Самьямой на силу слона или на другую силу получается эта сила» [7].

Практическое применение анимистического подхода в преодолении негативных эмоций с помощью упражнений йоги.

Каждую негативную эмоциональную силу можно компенсировать противоположной ей положительной эмоцией. Например, силе страха можно противопоставить смелость, печали - радость, ощущению подавлености - ощущение свободы и т.д. Для такой компенсации нужно подобрать соответствующую душевную силу и движение или положение тела, которое даст нужно самоощущение. Часто такой подбор делается «методом научного тыка» - по интуиции. Но можно воспользоваться давним ведическим (шаманским) методом – мысленно отправиться в Мир Духов и найти там Дух животного, который согласится дать нужную силу или способность к соответствующей деятельности [9].

После возвращения из такого духовного путешествия нужно войти в образ найденного животного (представить себя в образе), выполнить соответствующие движения или принять соответствующее положение тела и прислушиваться к своим ощущениям. Если вы искали, например, силу смелости - обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя более смелым при входе в этот образ. Если нет - то поиск нужной асаны (духа-помощника) нужно продолжить. Если вы почувствовали «приход» желаемой силы, то нужно тренировать эту силу регулярно. Входите в найденную асану (образ Духа-помощника) каждый раз, когда чувствуете потребность в соответствующей Силе. Это и будет ваша собственная асана, которая исцелит ваше душевное равновесие.

Вывод.

Обращение к истокам древней ведической культуры позволяет избежать сложного процесса осмысления систем индийской философии при усвоении упражнений йоги. Использование материалов этнографических исследований древних анимистических представлений позволяет воссоздать первоначальный вид представлений ведической культуры, которые являются основой йогической практики. Анимистический подход к применению упражнений йоги в решении задач психической саморегуляции упрощает процесс осмысления сути упражнений йоги, повышает эффективность, самостоятельность и творчество их выполнения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
  2. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. – М.: Мысль, 1983.
  3. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – 352 с.
  4. Гуревич С.А. Психотерапия в народной медицине.//в кн. В.Е.Рожнов (ред.) Руководство по психотерапии.//  – Т.: Медицина, 1985. – 719 с.
  5. Напреенко А.К., Петров К.А. Психичская саморегуляция. – К.: Здоров’я,  1995.
  6.  Петров Ю.Л. Фiзичне виховання йогiв. – Київ, Державне медичне видавництво УРСР, 1960. – 64 с. 
  7.  Раммурти Мишра. Психология йоги. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. – 480 с.
  8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
  9. Харнер М. Путь шамана. – М.: «Палантир», 1994.

 

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 7 апреля 2016,  72 просмотра
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
3703f Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх