Скрыть

Аттила. Бросок на Запад

 В 20-х годах XX века в русской эмиграции возникло движение евразийцев. Несмотря на ряд положительных моментов их концепции, к числу которых относится тезис о том, что Россия есть не только "Запад", но и "Восток", не только "Европа", но и "Азия" и даже вовсе не Европа, но "Евразия". (1) Следует отметить и глубокие недостаки, которые в итоге позволили сделать однобокие выводы. К этим серьезным недостакам относится:

 1. Отрицание мировой, в т.ч. и русской, истории. Ведь задолго до появления Монгольской и Российской империй уже греко-персидские войны можно по праву считать евразийскими, в которых Греция, согласно распространенному мнению, боролась за свою свободу против персидской тирании.

 2. Превознося Чингис-хана и Монгольскую империю евразийцы проглядели других героев Евразии, а именно, Александра Великого и Аттилу.

 3. Вытекает из первого пункта. Серьезным упущением является и то, что узость исторического подхода, заставила их игнлрировать две крупнейшие мировые державы, а именно, Римскую (до ее разделения на Западную и Восточную) и Византийскую империю, которые задолго до монголов уже были крупнейшими евразийскими державами. Поэтому не случайно, когда московские цари приступили к строительству собственной империи родилась идея о том. что Москва является третьим Римом, т.е. восприемницей идей, образа правления и государственного устройства как Запада, так и Востока, в более узком смысле Москва как преемница Византии.(2) 

 О личности Аттилы, названном "Бичом Божьим", и его гуннах сложилось в основном отрицательное мнение. Пожалуй первой попыткой реабилитации этого правителя и полководца является роман И.К. Кондратьева "Бич Божий". Для нас же Аттила интересен не только как создатель евразийской державы, но и тем, что в его грандиозном походе на Запад принимали участие и предки славян, чьи племена входили в его обширную державу.

 Аттила родился примерно в 395 г. и был сыном вождя Мундзука, который наравне с Роасом и Октаром являлся предводителем гуннов.

 Согласно дошедшему до нас преданию, однажды пастух, нашедший заржавленный меч, принес его Аттиле. Тот взял его в руки и произнес: "Долго этот меч был скрыт в земле, а теперь небо дарует его мне для покорения всех народов". (3) Эти слова оказались пророческими.

 Средством существования гуннов была война, поэтому они сражались постоянно, не брезгуя и наемничеством, стараясь при этом продаться как можно дороже. 

 Смерть Мундзука открыла дорогу к власти честолюбивому Роасу, который отныне становится главой гуннов. Стремясь избавиться от Аттилы, тот отправляет его в Рим ко двору императора Гонория. Римляне же. согласно договору, отправили к гуннам Аэция. 

 В Риме Аттила не сидел сложа руки и не предавался окружающей его роскоши. Именно здесь скорее всего зародился его честолюбивый замысел избавить мир от римского владычества и создать собственную империю. Аттила хорошо изучил принцип организации римской армии, оружие и боевые порядки, выяснил, что достойного военного флота у римлян нет. Одновременно с этим он постигал искусство политики и дипломатии. Все эти знания ему пригодились впоследствии.

 Вернувшись на родину, Аттила выбрал тактику ожидания и по поручению Роаса склонил гуннских вождей на его сторону. Владея греческим и латинским языками, он стал естественным посредником Роаса во всех его переговорах с Западной и Восточной империями. К тому же Аттила располагал и личными связями.

 В 434 г. час Аттилы пробил. Роас умер, и власть перешла к нему и его брату Бледу.  Аттила, желая объединить под своей властью всех гуннов и собрать воедино все народы, подчиненные им, для завоевания мира, начал свою политику с укрепления связей с племенными вождями. Их преданность он завоевывал, взывая к чувствам - будя воинские инстинкты и дразня аппетиты доступной славой и легкой богатой добычей.

 Согласно гуннскому преданию о "мече Божьем", по смерти Бледы старейшины племени, собравшись на тризну, заспорили о том, кто должен теперь стать их королем. Во время этого спора прибежал отрок с вестью, что посреди луга  появился огненный меч. Старейшины последовали за ним и с удивлением увидели как пламенный меч сам вспрыгнул на протянутую руку Аттилы.

 Хроники описывают, что он целыми днями просиживал перед своим шатром, толкуя с племенными вождями, чтобы заручиться их верностью. Мятежных и неподничившихся его власти вождей Аттила казнил.

 Античные историки описывают Аттилу как невысокого, широкоплечего, с темными волосами, плоским носом и редкой бородой. Его узкие глаза смотрели так пронзительно, что все подходившие к нему дрожали, ощущая реальную силу. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, Аттила был милостив к своим соратникам. Гунны верили в его таланты и отвагу, поэтому под его властью объединились все племена от Волги до Рейна. (4) Под знаменем Аттилы, помимо гуннов, сражались остготы, гепиды, тюринги, герулы, турклинги, руги, акациры, аланы, славяне (или их предки?), а также много греков и римлян. (5)

 Хотя гунны не дорого ценили свою жизнь, Аттила берег не только своих воинов, но и своих подданых. Он предпочитал демонстрировать своему народу силу, нежели пользоваться ею, запугивать, а не убивать. Умереть ради славы - вот истинная доблесть воина. 

 Первый удар Аттила нанес на Востоке. Разорвав договор с Феодосием, он захватил город Маргус. Затем пали Мезин, Виминаций, Ратиарк, Сингидунум (совр. Белград). При этом часть гарнизона Сингидунума присоединилась к его войску. Затем был захвачен юг Второй Паннонии. Панноно-римскому гарнизону Аттила предложил выбор: либо уйти в Первую Паннонию, находившуюся под властью Западной Римской империи, либо вступить в его войско. Практически все воины предпочли последнее.

 Завершив завоевание Мезии и разрушив Сердику, войска Аттилы обрушились на Фракию, Македонию и Фессалию, после чего он торжественно вступил в Аркадиополис, который находился совсем рядом с Константинополем. Феодосий вынужден был заключить с Аттилой мир. Согласно ему, император оплачивал гуннам расходы военной кампании в размере 6 тыс. фунтов золотом; за каждого сбежавшего заложника выплачивалось 12 золотых, а ежегодная дань увеличивалась до 2100 золотых монет. К империи гуннов отходили  завоеванные ими земли, а в городах Афирасе и Аркадиополисе размещались их гарнизоны.(6)

 Следующий свой удар Аттила решил нанести на Западе. Собрав огромную армию, в которую по разным оценкам входило от 500 до 700 тыс. воинов, он вторгся в Галлию.(7) Узнав об этом вторжении, к его войску поспешили присоединиться часть франков, туринги и бургунды.

 Вступив в Галлию, Аттила издал прокламацию, в которой говорилось, что он является другом римлян и единственная цель его похода состоит в наказании вестготов, беглых подданых гуннов и врагов Рима, поэтому население Галлии должно оказать ему дружественный прием как своему освободителю и одному из полководцев Римской империи. 

 Одни города признали его власть, другие оказали сопротивление, но те и другие были одинаково разграблены гуннами и мх союзниками. 

 Население Галлии, и в особенности ее бельгийские провинции, объял панический страх. Оно бежало или готовилось к бегству при виде этого вихря народов, которому предшествовали пожары и за которым следовал голод.(8)

 Соперником Аттилы в битве за Западную Римскую империю выступил талаетливый полководец Аэций, которому удалось перетянуть на свою сторону готского короля Теодориха. Вслед за готами в римскую армию потянулись и другие воины из галльских и германских племен, которые когда-то признавали себя поддаными или солдатами империи, а теперь требовали за добровольную службу признать их независимыми союзниками.(9) 

 Весной 451 г. войско Аттилы осадило Орлеан. К 14 июню город был практически захвачен, но тут подоспела римская армия под командованием Аэция и вынудила Аттилу отступить к Труа. Западнее этого города произошло его сражение с войском Аэция, в котором Аттила потерпел первое поражение.(10).

 Однако решающая битва за Запад, между Европой и Азией, произошла на Каталауеских полях. О ее ходе и исходе в следующей статье.

 

 1. Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. В 4-х т. Т.1: "Утопия у власти". Кн.1. "Социализм в одной стране" - М., 1996, с. 190.

 2. Впервые эту идею сформулировал старец Филофей.

 3. Сто великих битв. - М., 1998, с.92.

 4. Рахманалиев Р.Империя тюрков. История великой цивилизации. - М., 2013,    с.73-76.

 5. Рахманалиев, с.76; Сто великих битв.- М., 1998, с.92.

 6. Раманалиев, с. 77; 87-88.

 7. Раманалиев, с.91; Сто великих битв, 92. 

 8. Раманалиев, с.92.

 9. Велмчко История византийских императоров. От Константина Велиеого до Анастасия I, с.349; Раманалиев, с.95.

 10. Величко, с.350; Раманалиев, с. 94.

Зайков Алексей Владимирович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 10 июня 2018,  42 просмотра
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
a4c9e Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх