Скрыть

Религия, искусство, наука. В чем разница?

Религия, искусство, наука. В чем разница?

Научный период развития психологии принято считать с 1879 года – с создания Вильгельмом Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге.

Религия искусство наука В чем разница

Эта дата «начала научного периода» психологии достаточно условна, поскольку экспериментальный подход в иследовании психический явлений и процессов применялся и до этого. Можно вспомнить хотя бы гипнотические опыты И.Бенгейма, Ж.М.Шарко, Д.Брейда и др. Гипноз  был признан научным методом в психиатрии с 1843 года (публикация книги Д.Брейда по гипнозу).

Как бы там ни было, наукой психология стала считаться с 1879 года. Однако, как вид деятельности, психология (психотерапия) насчитывает много тысяч лет и вобрала в себя огромное количество представлений и практик из всей истории человечества. Все эти представления и практики донаучного периода были представлены в контексте религии и искусства.

Современная психология считается наукой, но по факту, содержит в себе достаточно большое количество  элементов и религии и искусства. Более того, в практической работе психолог чаще выступает, как деятель искусства, чем как деятель науки.

Все три исторические основания психологии, религия, искусство и наука, имеют определенное место в парадигмах деятельности психолога. Иногда эти основания дополняют друг друга, иногда конкурируют, иногда мешают друг другу. Часто между коллегами разгораются споры о приемлемости или неприемлемости того или иного приема работы по причине его достаточной или недостаточной научности.

Для понимания роли, доли и целесообразности элементов религии, искуства и науки в тех или иных приемах работы важно различать между собой эти элементы и понимать смысл их «присутствия».

Итак.

Религия – один из самых древних видов деятельности человека, наряду с охотой и собирательством. Первобытные религии содержат в себе элементы всех остальных культурных видов деятельности, которые позже стали самостоятельными и «светскими» – изобразительное искусство, театр, музыка, танцы, искусство врачевания, военное искусство и др. Однако, у религиозной деятельности есть очень важное отличие – она предполагает общение с духовными существами и действия в духовном пространстве. Иследователь первобытных культур Майкл Харнер пишет, что для первобытного человека воображение – это мир духов (кн. Путь шамана - М., 1994).

Здесь нужно заметить, что современные виды религии значительно отличаются по своим представлениям о мире от древних религий. В современном обществе религия предполагает общение с духовными существами достаточно условно и часто вообще не предполагает обратной связи от духовных существ. Есть даже такой каламбур:  «Разговор человека с богом – это молитва, разговор бога с человеком – это шизофрения». Таким образом, в современных религиях общение с духовными существами в значительной степени табуировано. Вместо этого возникает церковная организация, которая опосредует и контролирует это общение, иногда довольно жестко, как инквизиция. Но это отдельная тема.

Основная черта религии все же – общение с духовными существами и деятельность в мире духов. Результат религиозной деятельности – помощь духовных существ. Этот результат непредсказуем и выглядит, как чудо.

 

 

Искусство – как самостоятельный и светский вид деятельности выделяется из религиозной практики достаточно поздно, после «эпохи возрождения». Искусство отрывается от религии где-то в 18 веке. До этого оно оставалось достаточно религиозным и жестко контролировалось инквизицией (вспомните Леонардо да Винчи).

Однако и религиозное и светское искусство имеют основной задачей воздействие на эмоциональную сферу, произведение «впечатления», внушение состояния, через художественный образ.

Основной ценностью художественного образа является его оригинальность. В связи с этим, например, копия картины художника – уже не имеет ценности произведения искусства, а цениться в десятки и сотни раз дешевле (как копия). Копирование голоса известного исполнителя – всего лишь пародия.

 

 

Наука – возникает в истории человечества несколько раз в разных цивилизациях  – в древнем Китае, древней Индии, древнем Египте, древней Греции, у арабов (с 8 в.), в Европе (с 12 в.).

Возникновение науки связано с усложнением материального производства и необходимостью получать известный, предсказуемый результат.

 Древняя наука у китайцев, индусов, египтян, греков, арабов была тесно связана с религией (как общением с духовными существами) и никогда от нее не отрывалась. Европейская наука так же тесно была связана в начале с религией. Она развивалась в монастырях при финансировании и под контролем Ватикана. С 12-го века наука называлась «ученой магией» и до наших дней сохранила ученую степень «магистр». Однако, где-то в восемнадцатом веке, вместе с появлением «светской культуры» наука «оторвалась» от религии и даже противопоставила себя ей.

Однако, отличительная черта науки совсем не в противопоставлении ее религии, а именно в направлености на получение предсказуемого результата деятельности. Именно этого требует массовое производство. Каждый предмет, который признается ценным для общества требует стандартизации своего качества. Например, покупая автомобиль определенной марки, мы знаем, что он  обладает имеено определенными характеристиками. Разницу качества может составлять лишь место сборки. Но сам вид автомобиля и его основные качества предполагаютя стандартными.

Стандартизация предмета деятельности достигается стандартизацией условий ее выполнения. Отсюда ценость эксперементального подхода – при выполнении стандартного действия мы получаем стандартный результат.

 

Итак – теперь коротко. Результатами деятельности являются:

В религии – деятельность в духовном пространстве и чудо.

В искусстве – впечатление через оригинальный художественный образ.

В науке – предсказуемый результат.

В психологической практике являются ценными все эти три составляющие. Ни одну из этих составляющих исключить, без значимой потери эффективности работы, невозможно.

Как бы мы не пытались «онаучить» психологию, однако деятельность в духовном (психическом) пространстве для нас необходима. Как бы мы не уходили в «контекст искусства», а иметь в ряде случаев предсказуемый результат – так же важно.

 

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 2 июля 2018,  28 просмотров
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
6612e Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх