Скрыть

Шаманская практика для здорового образа жизни

Скляренко В.Р., Асаулюк В.А.

 

 / Примнение упражненний анимистического мировосприяия в решении задач формирования здорового образа жизни у детей/.

 

В данной работе дается общее описание применения анимистического подхода в решении задач формирования здорового образа жизни. Предложенный подход апробирован на собственном опыте авторов и на опыте применения в психологической практике.

Ключевые слова: «здоровый образ жизни», «анимистическое сознание», «упражнения анимистического мировосприятия», «шаманская практика», «психическая саморегуляция».

 

Введение. Проблемы организации здорового образа жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни молодежи принадлежит к самым актуальным проблемам современного общества. От состояния здоровья населения во многом зависит состояние и темпы социального, духовного и экономического развития общества.

Сегодня задача формирования здорового образа жизни детей и подростков возлагается преимущественно на систему образования. 

Однако, на практике организация и воспитание здорового образа жизни (далее ЗОЖ) подростков сталкивается со многими проблемами социально-культурного характера, такими, как влияние рекламы табачных и алкогольных изделий и традициями употребления алкоголя взрослым населением. Модели поведения человека, которые видит ребенок в таких рекламах и в алкогольной традиции, демонстрируют способы преодоления негативных эмоций, способы получения счастья с помощью алкоголя и других допингов.

По культурно-исторической теории Л.С. Выготского известно, что поведение подростков формируется путем интериоризации и екстеоризации культурного опыта. Поэтому, для организации ЗОЖ, помимо чисто информационного способа воспитания, крайне необходимы модели поведения, которые на уровне конкретных действий способны обеспечить ЗОЖ.

Иными словами, для практического воспитания ЗОЖ, недостаточно сказать ребенку о вреде табакокурения и употребления алкоголя и наркотиков, недостаточно и запрета на их применение. Нужно дать ребенку опыт конкретных действий по укреплению здоровья и преодоления негативных эмоций, впечатлений и переживаний с помощью физических и психологических упражнений.

Работа с задачами организации ЗОЖ показала также важность последовательности и определенности теоретической и практической базы, на которой основываются коррекционные, профилактические и просветительские мероприятия психолога. Так, было обнаружено, что академический научный контекст представления информации в ходе организации коррекционной, профилактической и просветительской работы по формированию ЗОЖ не воспринимается большинством учащихся. Этот факт объясняется тем, что такая работа чаще проводится с учениками, которые склонны к девиантному поведению, не хотят учиться, относятся к «группе риска». У таких учеников, как правило, формируется негативное отношение к научному контексту. Кроме того оказалось, что даже педагогический коллектив школы к беседам о необходимости утверждения трезвого образа жизни относится с недоверием, в лучшем случае, с защитным юмором. Как показали опросы, педагоги, ведущие полностью трезвый образ жизни (не употребляют алкогольных напитков вовсе) - большая редкость. В некоторых педагогических коллективах таких людей нет совсем.

Такая ситуация обусловлена значительным влиянием массовой культуры, которая через рекламу и кинематограф побуждает людей к употреблению алкоголя, наркотиков и табакокурению.

Защитный юмор по типу «Кто не курит и не пьет - тот здоровеньким умрет» обычно противопоставляется попыткам привлечь человека к ведению здорового и трезвого образа жизни.

 Опыт авторов в решение задач психологического сопровождения формирования у детей здорового образа жизни показал достаточно высокую эффективность применения упражнений анимистического мировосприятия. Анимистический подход хорошо себя зарекомендовал в мероприятиях формирования саногенного и экологического мышления, в профилактических и коррекционных мероприятиях по работе с депрессиями, проявлениями суицидального поведения, деструктивными компенсациями фрустрированных потребностей, а также в борьбе с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков.

 

Особенности анимистического мировосприятия.

Термины «анимистическое сознание», «анимистическое мышление» и «анимистическое мировосприятие» происходят от латинского слова anima - душа, и введены в академическую терминологию английским исследователем первобытных культур Э.Б.Тайлором [8].

Анимистическое мировосприятие естественно присуще первобытным народам, оно характеризуется высоким содержанием образности (правополушарности) мышления, что приводит к восприятию мира, как живого. Поэтому анимистическое мировосприятие имели все современные народы в своем историческом развитии и его имеют все дети в раннем детстве. Это период, когда дети воспринимают свои игрушки, как живые существа и могут с ними разговаривать. В это время дети также обычно «видят» различных сказочных существ, которые «не существуют» с точки зрения взрослых. Особенно такое «видение» активизируется в темноте и часто сопровождается детскими страхами.

С развитием речевых навыков и социальной адаптации образное правополушарное мышление замещается левополушарным абстрактно-логическим мышлением. Процесс такого замещения связан с определенной потерей детских воспоминаний. При этом образы «детских фантазий» вытесняются в подсознание и становятся почти недоступными для обычного рационалистического состояния сознания. Исключение составляют лица художественного типа, которые естественно сохраняют значительный объем образного анимистического мышления параллельно с абстрактно-логическим. Ярким примером такого сочетания различных типов мышления является творчество Мориса Метерлинка [5].

Современные антропологические и этнографические исследования рационально объясняют происхождение анимистических представлений о мире у первобытных людей. Первобытное мышление является наглядно-действенным. Познание мира при этом осуществляется на основе непосредственного восприятия действия предметов и явлений природы. Первобытного человека не интересует объяснение причин явления, поскольку на это нет времени в условиях постоянной борьбы за жизнь.

Вместо этого человека интересует именно действие предмета или явления, поскольку именно от действия зависит опасность или полезность предмета. Поэтому такое мышление приводит к восприятию мира, как мира «действующих лиц». Это и есть анимистическое сознание, когда весь мир воспринимается как живой.

В нашем языке сохранилось много следов этого мышления. Например, мы говорим: «Дождь идет», «Солнце взошло» «Ударил мороз», «Ветер дует», «Пришло лето» и т.п.

 Американский антрополог Майкл Харнер считает, что термин «мир духов» у шаманов аналогичен представлению современной культуры о «пространстве воображения» или о «мире фантазий» [9, ст. 5].

Развитие анимистического мировосприятие вызвал появление представлений о духах. Например, наблюдение похожего действия у Огня и у Солнца, - Огонь светит и греет и Солнце светит и греет, - привели к появлению представления о тм, что Дух Солнца приходит в виде Огня. Так появляются мифы и формируется мифическое мировомприятие.

Именно действенная составляющая предмета и воспринимается как его Дух. Поэтому те предметы, которые помогают человеку, считаются его духами-помощниками.

К духам-помощникам относят также и личные действенные способности человека (умение плавать, общаться, что-то понимать, петь, танцевать, охотиться и т.п.). Эти «помощники» могут пополняться в течение жизни при освоении новых умений и навыков. Многие из этих умений люди перенимали у животных, которые считались авторитетами в своих видах деятельности. В таком случае считается, что дух соответствующего животного помогает человеку в его жизни. Главный, самый значимый дух, называется Дух-Покровитель. Анимистические представления первобытных людей проявляются и в способе давать имена пo характеру и способностям: Быстрый Олень, Хитрый Лис, Зоркий Сокол, Большой Змей и т.п.

М.Харнер называет такое сознание «шаманским состоянием сознания».

 

Анимистический подход, как метод практической психологии.

Характерной чертой современных тенденций в психотерапии является распространение холотропного подхода к изучению психических процессов и их регуляции. Холотропный (целостный) подход в психотерапии, в противовес хилотропному (дискретному) подходу, большое внимание уделяет мифическому и анимистическому мировосприятию.

В 1981 году американский антрополог Майкл Харнер предложил использовать анимистические упражнения взятые из этнических культур первобытных народов в решении задач психотерапии и психической саморегуляции и назвал свой подход «шаманской практикой» [9]. В современной психотерапии непосредственно шаманские практики используют М.Харнер [9], С. Ингерман [3], А. Минделл [6], Т.И. Ахмедов [1] и др ..

Вот, что пишет по этому поводу доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования Т.И.Ахмедов: «Проблема выявления, изучения и интеграции мифического мировозрения в медицине все больше выходит на передний план, поскольку самих рационалистических технологий недостаточно для полноценной психотерапии. Холистический подход предоставляет пространство для экспериментов, включая, как создание новой техники, так и понимание многих традиционных психотерапевтических приемов в новом качестве. В свете этого шаманский подход к психотерапии кажется особенно привлекательным, поскольку шаманское лечение уже сейчас дает необычные, но проверенные веками инструменты, позволяющие с помощью мифического видения влиять на свое тело »[1].

Следует отметить, что термин «шаманская практика» у многих вызывает недоверие и воспринимается с определенной предвзятостью. В данном случае наблюдается некоторая неоднородность терминологических предпочтений среди авторов.

Так, например, А. Минделл наряду с термином «шаманская практика» употребляет термин «процессуальная терапия» [6], а Т.И.Ахмедов - употребляет термин «неошаманские техники» [1]. Во избежание недоразумений авторы данной статьи употребляют общий академический термин «анимистический подход», «анимистическое мировосприятие» и «анимистическое мышление» по Э.Б. Тайлору [8]. Но в работе с людьми, которые не воспринимают академического контекста, термин «шаманская практика» представляется вполне приемлемым.

 

Упражнения анимистического мировосприятия.

Майкл Харнер считает, что для лучшего освоения анимистического мировосприятия нужно полностью стать на точку зрения шаманов. Так, он пишет: «Я говорю здесь про духов, потому, что так говорят шаманы» [9, ст. 9]. Для этого выполняются шаманские упражнения. Майкл Харнер считает, что шаманские упражнения безопаснее сновидения. Он так считает, поскольку во время сна человек не помнит о том, что спит и может пережить значительный стресс от событий сновидения. А шаманские упражнения выполняются во вполне сознательном состоянии и в случае возникновения негативных ощущений человек может в любой момент прекратить упражнение. Ниже приводятся основные упражнения анимистического мировосприятия.

 

1. Упражнение «Оживление Мира». Это основное упражнение для развития анимистического мировосприятия, поэтому мы приводим его полностью. Выберите для упражнения любой достаточно простой предмет, например карандаш, чашку, камень и т.п.. Теперь посмотрите на него, как на действующее существо. Задайте себе вопрос: «Что он здесь делает?» И подождите пока вам придут какие-то мысли по этому поводу.

Далее задайте себе вопросы: «Что он может делать?», «На что он способен?» Созерцайте те мысли и образы, которые приходят в ответ. Наблюдая предмет таким образом, старайтесь почувствовать изменения в своем восприятии. Регулярно выполняя это упражнение вы сможете воспринимать мир, как живой.

Если вы закроете глаза и начнете без напряжения наблюдать образ этого предмета, через некоторое время образ начнет меняться, двигаться. Таким образом вы сможете наблюдать его «жизнь» в "Мире Духов". (Наше пространство воображения, с шаманской точки зрения, является Миром Духов [9]).

 2. Упражнение «Работа с бубном». По опыту авторов лучше практиковать работу с бубном по Сарангэрэл [7]. В этом упражнении путем эксперимента подбирается ритм и звучание бубна. Если звук бубна человеку на данный момент нравится – значит он оказывает положительное влияние на состояние психики. Таким образом осуществляется своеобразная психическая саморегуляция.

3. Упражнение «Шаманское путешествие». Это упражнение можно выполнять по М.Харнеру [9] или Сарангэрэл [7]. По Сарангэрэл путешествие имеет больше вариантов исполнения. В этом упражнении человек путешествует в пространстве своего воображения (с шаманской точки зрения - в мире духов) и получает опыт наблюдения духовной реальности.

Найдите спокойное и тихое место, расслабьтесь. Начните тихо и спокойно бить в бубен. Найдите комфортный для вас на данный момент ритм. Закройте глаза и вспомните красивый природный пейзаж. Некоторое время рассматривайте его. Начните мысленно двигаться по этой местности в произвольном направлении. Созерцайте пейзаж, прислушайтесь к своим ощущениям. Уделите больше внимания тем частям пейзажа, которые вам больше нравятся.

 Важно соблюдать правило путешествовать только в природном ландшафте и избегать ландшафта цивилизации. Природный пейзаж при этом должен нравиться человеку. С шаманской точки зрения это означает, что духи данной местности совпадают с духами человека и влияют на его состояние положительно. Если пейзаж не нравится то нужно изменить направление движения и искать другой пейзаж.

4. Упражнения «Поиск Животного Силы» и «Танец Силы» [9].

Эти упражнения выполняются, как продолжение шаманского путешествия. Каждую негативную эмоциональную силу можно компенсировать противоположной ей положительной эмоцией. Например, силе страха можно противопоставить смелость, печали - радость, ощущению подавленности - ощущение свободы и т.д. Для такой компенсации нужно подобрать Животное Силы. Для этого нужно отправиться в шаманское путешествие и найти там животное, которое согласится дать вам нужную силу или способность. Это и будет ваше «Животное Силы».

По возвращении из шаманского путешествия нужно войти в образ найденного животного (представить себя в образе) и прислушаться к своим ощущениям. Если вы искали, например, силу смелости - обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя более смелым при входе в этот образ. Если нет - то поиск нужно продолжить. Если вы почувствовали «приход» желаемой силы, то нужно тренировать эту силу регулярно - входить в образ Животного Силы каждый раз, когда чувствуется такая необходимость.

Когда человек войдя и в образ Животного силы начинает прислушиваться к своим ощущениям и двигаться в соответствии с этими ощущениями - осуществляется "Танец Силы".

 

5. Упражнение «Приготовление Аршана». Аршан - это «заряженная», или «целебная вода» [7]. Аршан может быть приготовлен из обычной питьевой воды, чая, молока, сока, и т.п.. Для "зарядки" воды достаточно взять сосуд с напитком в руки и мысленно наполнить его солнечным светом. При этом напиток поднимается к небу.

Это упражнение важно для организации трезвого образа жизни и может быть противопоставлено традиции алкогольных обрядов.

Организация трезвого образа жизни обычно сталкивается с проблемой отказа от употребления алкоголя в коллективе. Особенно трудно человеку проявлять сопротивление, когда начинаются уговоры «выпить за что-то важное». Отказ в таком случае может испортить человеческие отношения, стать причиной обиды. Опыт авторов в организации трезвого образа жизни показал, что эффективная трезвость должна быть не защитной, а наступательной. Человек не должен оправдываться, почему он не хочет выпить. Вместо оправдания целесообразно, наоборот - предложить выполнить упражнение приготовления Аршана, мотивируя это тем, что такой обряд  является сильнее в пожелании, например, здоровья молодым. Таким образом, трезвость становится сильной и наступательной.

 

Формирование ЗОЖ с помощью анимистических упражнений.

Здоровый образ жизни заключается в личной и групповой культуре человека, способствует укреплению здоровья человека и общества в целом. Основными принципами здорового образа жизни является оптимальная физическая нагрузка, здоровое питание, достаточный уровень творческого и эмоционального самовыражения человека. Здоровый образ жизни предполагает овладение методами физической и психической саморегуляции, способности к преодолению стрессов и решения жизненных задач конструктивными путями.

   Формирование предрасположенности к выполнению утренней зарядки. Для регулярного выполнения физических упражнений у людей часто не хватает самоорганизации. Для формирования предрасположенности к выполнению утренней зарядки достаточно успешно применяется Танец Силы.

Поскольку у человека формируется эмоциональный контакт с Животным Силы (а следовательно и ответственность перед ним), а вхождение в образ Животного Силы также сопровождается эмоциональным процессом - этот процесс требует от человека значительно меньшей самоорганизации. Детям рекомендуется ввести в утреннюю зарядку Танец Силы, но перед этим выполнить несколько упражнений для разогрева. Таким образом утренняя зарядка становится временем общения с Животным Силы, получает элементы игры и тренинга эмоциональной саморегуляции.

Профилактика употребления наркотиков. Наркотическая субкультура общества формируется в значительной мере в контексте «получения нового жизненного опыта», «духовного опыта», «нового оригинального мировосприятия», «новых возможностей самовыражения» и т.п .. В этом контексте употребление наркотиков распространяется среди представителей творческой интеллигенции и радикально настроенной молодежи.

Многих к употреблению наркотиков побуждает погоня за ощущением счастья, желание избежать неприятных переживаний, желание снять стресс «оригинальным путем», или просто поиски чего-то нового и интересного. Все такие варианты мотивации употребления наркотиков для эффективной профилактики потребует адекватной замены. То есть, нужно показать человеку пути удовлетворения данных потребностей посредством конструктивных, здоровых способов действия.

Как показывает опыт авторов, молодые люди, которые имеют незначительный опыт применения легких наркотиков (конопли), или интересуются употреблением наркотиков, достаточно живо реагируют на возможность замены наркотического допинга на выполнение шаманских упражнений. Такие люди с интересом выполняют шаманские упражнения. При этом интерес к наркотикам исчезает.

Формирование навыков психической саморегуляции. Способность человека преодолеть стресс собственными усилиями и вернуть себе душевное равновесие является важным составным элементом здорового образа жизни. Навыки психической саморегуляции исключают необходимость антидепрессантов, успокаивающих и снотворных медикаментов, а также исключают необходимость химических допингов, таких как алкоголь, табак и наркотики. Опыт авторов показывает, что упражнения шаманской практики являются достаточно надежным и эффективным методом психической саморегуляции.

 

Примеры применения анимистических упражнений в психологической коррекции.

1. Десятилетнюю девочку привела ее учительница с жалобами на снижение успеваемости и рассеяное внимание. Оказалось, что перед этим девочка  стала жертвой попытки ограбления и пережила сильный стресс. 

Ей начали сниться страшные сны, повысилась тревожность. Поэтому девочке было предложено отыскать смелое Животное-Силы. Были проведены упражнения «Шаманское путешествие» и «Поиск Животного Силы». Девочка с удовольствием играла, входя в образ смелого животного. Настроение девочки изменилось сразу. Ей было предложено входить в образ Животного Силы каждый раз, когда портится настроение и приходят тревожные мысли. Через неделю эмоциональное состояние девочки полностью нормализовалось, страшные сны прекратились.

 2. Ученика 5-го класса привела школьная медсестра. Мальчик жаловался на страх темноты, там ему мерещились разные монстры. Было проведено упражнение «Шаманское путешествие» с поиском Животного Силы. Животное Силы в воображении мальчика стало защищать его от монстров. Через неделю страх темноты исчез.

3. Обратился парень 15 лет с жалобой на повышенную тревожность. Во время соревнований и тренировок по футболу он стоял на воротах, но страх пропустить мяч мешал двигаться и эффективно его ловить.

После того, как было найдено Животное Силы парень стал представлять себя в этом образе во время игры в футбол. Тревожность исчезла, спортивные результаты улучшились.

4. Обратился классный руководитель шестого класса. Через родителей одноклассников ему стали известны суициидальные высказывания девочки из ее класса. Девочка на своих страницах социальных сетей Интернета выражала соответствующие мысли. По наблюдениям она проявляла склонность к пессимизму и депрессивным состояниям.

Поскольку девочка не обратилась к психологу самостоятельно, то чтобы не обострять ее внимание на негативных мыслях и эмоциях и не спровоцировать их углубления, было решено провести упражнения психической саморегуляции со всем классом. Детям в классе было предложено «Шаманское путешествие» с поиском Животного Силы. В процессе работы наблюдались изменения эмоционального состояния детей среди которых была и указана девочка. Эмоциональное состояние девочки, как и вообще детей в классе, изменился к лучшему. Дальнейшие наблюдения показали улучшение настроения девочки и выход из депрессивного состояния. Суициидальные высказывания прекратились.

Выводы. Статистические исследования здоровьесберегающей эффективности анимистических упражнений по коэффициенту Вольнеффера [4] показали снижение напряженности после проведения коррекционных мероприятий в среднем на 33%. Однако, следует заметить, что определение снижения среднестатистической напряженности в исследуемой группе имеет чисто теоретическое значение. Поскольку существенным показателем успешности коррекционной работы является самочувствие человека, решение его личных проблем. К тому же человек, который обращается за помощью с какой-то проблемой не всегда имеет превышение нормы коэффициента Вонеффера (кВ – отклонение от «аутогенной нормы» по тесту М.Люшера ). В таких случаях некоторое снижение уровня напряжения после коррекционных мероприятий нельзя считать существенным изменением состояния напряженности. Коррекционные мероприятия в данных случаях можно считать профилактикой перехода стресса в дистресс.

Они имеют субъективное значение для человека и способствуют личностному росту, что тоже немаловажно. В других случаях, когда кВ превышает норму и снижение напряженности представляет возвращение в пределы нормы работа  может считаться существенным изменением состояния напряженности.

Опыт авторов показывает, что применение шаманской практики (упражнений анимистического мировосприятия) в решении задач психологического сопровождения формирования у детей здорового образа жизни является достаточно эффективным методом работы. Этот метод дает практически сто процентов положительного решения коррекционных и развивающих задач при выполнении предложенных упражнений. Положительные результаты могут отсутствовать только в случаях отказа от выполнения упражнений или в случае невозможности их выполнения по техническим причинам (отсутствие надлежащих условий и т.д.).

 

Литература:

1. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия.- М .: «ЭКСМО» 2008.

2. Басилов В.Н. Избранник духов. - М.: Политиздат, 1984.

3. Ингерман С. Возвращение души. - Киев: «София», 2001 г.

4. Максименко Ю.Б. Цветовая символика в эксперементально-психологических исследованиях. - Донецк: «Эра психологии», 1997.

5. Метерлинк М. Синяя птица. Обручение. - М .: АСТ 2011.

6. Минделл А. Тело шамана. - М .: ООО «Издательство АСТ», 2004.

7. Сарангэрэл. Зов шамана. М .: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.

8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М .: Издательство политической литературы, 1989. - 573 с.

9. Харнер М. Путь шамана. - М .: «Палантир», 1994.

 

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 9 апреля 2016,  120 просмотров
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
eac0a Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх