Скрыть

Что такое совесть

Что такое совесть

Совесть – «со-весть». В русском языке это слово имеет смысл некоего сообщения, подсказки, извещения, известия. Однако, получает человек это известие в виде чувства. Чувство совести говорит человеку о «правильности действия».

Если человек чувствует, что поступил правильно - он испытывает чувство морального (ценностного) удовлетворения. Параллельно включаются чувства уверенности, гордости, силы, счастья. Это положительные переживание чувства совести.

 

А вот если человек поступил не в соответсвии с «чувством правильности» - он испытывает «угрызения совести». Тогда совесть начинает человека мучить и требовать исправления ситуации. Параллельно включаются чувства вины, досады, тоски. Это отрицательные переживание чувства совести.

 

Исторический обзор некоторых представлений о совести

В истории человечества в разные времена и в разных культурах совесть объяснялась по-разному.

В современной психологии совесть расматривается преимущественно в отрицательном контексте, как источник чувства вины и подавленности. Отрицательное отношение к совести проповедовали некоторые европейские философы, например, Ф.Ницше.

З.Фрейд считал совесть проявлением суперэго и сосредоточением «авторитетных мнений». Это представление Фрейда перекочевало во многие направления психологии.

Такое представление о совести привело к большим этическим проблемам в период второй мировой войны. В соответствии с представлениями З.Фрейда, А.Гитлер попытался освободиться от совести и освободить от нее немецкий народ. Гитлеру приписывают высказывание: "Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью". К чему привел отказ от совести всем известно.

 

В православии совесть объясняется, как «голос Бога в человеке». Исходя из этого объяснения, человек может непосредственно общаться с Богом, без посредников. Однако, в реальности это происходит не совсем так.

 

В древнегреческой культуре существовало близкое к понятию совести понятие «интуиция», которое происходит от «эн Тэос» - «внутренний Бог». В современной психологии интуицию отличают от понятия совести и не связывают непосредственно с моральностью, однако, в исторической перспективе это одно и то же понятие.

Сократ пытался возродить традицию общения с «внутренним Богом». Он называл его «личным Даймонионом» (Демоном). По мнению Сократа личный Даймонион есть у каждого человека и общаясь с ним, человек обретает настоящую моральность и становится по настоящему свободным человеком. Однако, Сократа обвинили в опровержении авторитетов, плохом влиянии на молодежь и за это казнили.

 

В индуизме совесть – это сообщение от Ишта Дэвата (почитаемое божество).

 

В шаманской практике совесть понимается, как сообщение от Духа-покровителя. В монгольской шаманской традиции Дух-покровитель называется Уддха. Обычно переводится, как Смысл. Если человек поступает в соответствии со своим смыслом – он счастлив и здоров.

Если человек поступает вопреки своему смыслу – Уддха может покинуть человека. Считается, что при потере этой части души человек переживает депрессию и может умереть или покончить жизнь самоубийством. Поэтому, в шаманской практике депрессии и суициидальные настроения лечатся возвращением Уддхи. Это делается через шаманское путешествие с поиском Животного силы.

 

 

Преодоление трудностей в слышании совести

Несмотря на относительную простоту понимания совети, в реальности есть много препятствий, которые мешают человеку слышать свою совесть.

В производственной культкре очень мало людей, которые непосредственно общаются с духами и богами. Это обусловлено во многом тем, что производство строится не на вдохновенных действиях, а на действиях предписанных должностными инструкциями. Например, чтобы человек встал утром в 4-30 и к 7-00 стал за станок, он должен слушать не свои ощущения, а будильник. Однако, для производства это необходимость.

Непосредственно слушать свою совесть имеют возможность только люди творческих профессиий – поэты, писатели, хужожники, психологи, люди живущие в природе (тайге, тундре, степи), маги, шаманы и пр.. Конечно, иметь возможность слушать совесть и слушать ее в реальности далеко не одно и то же. Далеко не все творческие люди слушают свою совесть, по факту. Им нужно об этом напоминать. А многие люди, которые заняты в производстве, теряют контакт с совестью, по причине требований производственных отношений. В результате они делают ошибки в жизни, становятся несчастными, компенсируют недостаток естественного счастья допингами, суррогатным "счастьем" типа алкогля и наркотиков.  

Поэтому, для людей, занятых в призводстве есть «культурные опоры» - различные этические предписания, которые помогают слышать совесть, примерно, как очки помогают видеть при потере зрения.

Как это работает, объясню на примере этических норм Йоги.

Этические нормы Йоги составляют первую ступень аштанга йоги. Эта ступень называется «нияма». Она содержит пять принципов.

Ахимса – непричинение вреда живым существам. Звучит это просто, но если попытаться выполнить это буквально – возникают проблемы. Даже если человек вегетарианец, он не может полностью не причинять вреда живому. Например, если человек съел морковку – он ее убил.

Поэтому, выполнение ахимсы предполагает внимательное слушание совести – есть только то, что необходимо для жизни. Определить это из вне невозможно. Это может сделать только совесть самого человека.

Сатья – правдивость перед собой и другими. Предполагает говорить правду себе и людям. Это развивает внутреннюю силу и способность понимать свою совесть. Говорить правду – это тоже искусство. Иногда у человека может не хватить силы сказать правду. Тогда человек врет. Но в этом тоже нужно уметь себе признаться и исправить ложь, когда это станет возможным. Понимание и чувствование правды – тоже помогает осуществить совесть.

Астейя – неворовство, неприсвоение плодов чужих усилий. Предполагается, что если человек удовлетворяет свои потребности, прилагая свои усилия – он создает хорошую карму. А если берет то, что не обеспечил своими силами – создает долг перед теми, кто эти силы вложил. Это, как если кто-то решает задачи по математике – получает результат обеспеченный своими силами. А если человек списал и получил хорошую оценку, не обеспеченную своими силами – этот долг где-то в жизни придется отдать. По этой же причине, эксплуатация человека человеком создает плохую карму для эксплуататора.

Однако, есть варианты, когда человек собирает плоды, которые вырастило дерево, ловит рыбу в реке, которую сам он не вырастил и т.д. Во всех подобных случаях определение, что можно взять «даром», а что нет – тоже определяет совесть.

Брахмачарья – буквально «жизнь в Брахме» (боге-творце). Часто объясняется, как половое воздержание. Однако, этот прицип отражает лишь умеренность в удовольствиях (любых). Чувство меры – тоже определяется совестью.

Апариграха – часто объясняется, как «непринятие подарков». Однако, имеется ввиду «нестяжательство» или «нежадность». Этот принцип предполагает понимание «нормы потребления». Эта норма тоже определяется по совести.

 

Ошибки понимания совести

Совесть – основное мерило действий человека. Однако, многие люди, в поисках своего места и пути в жизни, сравнивают себя с другими людьми. Это порождает ситуации подобные случаю, описанному Ф. Достоевским в романе «Преступление и наказание». 

Основной вопрос романа – «возможно ли убийство по совести?».

Решая этот вопрос, Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, и в рассуждении приходит к выводу, что если Наполеон бы убил – то и ему это можно. Таким образом, Раскольников (и Ф.М.Достоевский) перепутал «убийство по совести» с «убийством по уму». Поэтому, он убил не по совести, а именно совесть его и замучила.

Действие по совести предполагает слушать совесть, а не заменять ее рассуждением.

Рассуждение не может заменить совесть и часто приводит человека к разочарованию жизнью. В лучшем случае, отход человека от совести ведет к раскаянию, как в случае с Раскольниковым.

 

Лучший способ избежать нарушений в судьбе, обрести настоящий контакт с совестью, обрести настоящую духовность и счастье в жизни – непосредственное общение с Духами.

 

Желаю всем людям хорошего контакта со своей совестью, вдохновения, силы, хорошей судьбы и счастья в жизни!

Скляренко Виктор Рамэссович  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 10 декабря 2016,  84 просмотра
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:

Комментарии

Спасибо большое, Виктор , за статью! Прочитала с интересом! Особенно понравился
Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
Исторический обзор некоторых представлений о совести
№1 | 11 декабря 2016

№2 | 11 декабря 2016
Йогиня писал(а):
Спасибо большое, Виктор , за статью! Прочитала с интересом! Особенно понравился
Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
Исторический обзор некоторых представлений о совести
нет никаких исторических представлений о совести. она или есть или её нет.

рассуждение возможно только манипуляция( и как подлог об исторических представлениях.
может быть исторический обзор морали. но ни как не совести.
№3 | 14 января 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
facbb Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх