Скрыть

Стала ли Золушка принцессой?

В своей статье я хочу рассмотреть психологическую и духовную природу героев сказки и ситуацию, разворачивающуюся в сказке в целом, с разных точек зрения.

Начну с бытового уровня обывателя.

Что видит простой незамысловатый обыватель в этой сказке?

Историю удачного замужества бедной, угнетенной злой мачехой, девушки. Историю сказочного везения - от плиты и метлы на королевский трон, из замарашки в принцессу в одночасье по взмаху волшебной палочки, из нищеты в роскошь.

И оказывается, что в переводе Тургенева этой сказки, главную героиню так и зовут - Замарашка.

И что же в этом случае происходит? На самом ли деле, вот так легко, прикинувшись на один вечер светской львицей, Замарашка приковала к себе внимание принца настолько, что он забыл, что ещё с утра вообще не собирался жениться, и был готов перевернуть королевство, лишь бы навеки соединить своё сердце с прекрасной незнакомкой?

Попробую об'яснить, что же в этом случае произошло.

Привлекла Золушка внимание принца своим волшебным видом  и неординарным поведением (выглядит как светская дама, а ведёт себя не по этикету - не обучил никто, но кто ж об этом знает, поэтому загадка), а потом сбежала - незавершенный гештальт*, чем вызвала потребность встретиться ещё раз во что бы то ни стало. 
Однако, когда все загадки будут разгаданы и общение войдёт в привычное русло, своей услужливостью она начнёт раздражать принца, а гиперзаботой доведёт до тошноты. И принц рядом с ней начнёт как минимум капризничать, как максимум просто дебоширить.



*Термин «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостный образ».
Его основное свойство — это стремление быть завершенным.
Простыми словами, это то, что человек должен закончить, чтобы чувствовать эмоциональное удовлетворение. Например, спортсмены даже получив травму, стремятся дойти до финиша.
Стремление к завершенности обусловлено эффектом памяти на неоконченные действия. Психика человека будет сосредотачиваться на одной цели, пока ее не достигнет. Чем больше значит для человека эта задача, тем сложней от нее отвлечься.

 

Кто такой в этом случае принц?

Он либо инфантил, либо нарцисс.
Потому что капризничает инфантил, а дебоширит нарцисс. И это действительно его выбор. Ни с какой другой он бы не сошёлся, кроме услужливой и заботливой Золушки , которая только с голубями общалась и выполняла приказы мачехи.
Либо прислуга, либо гиперопекающая матушка, но не жена; не будем забывать, что принц рано лишился матери, и выбор его не случаен, как и перекосы в развитии.

 А Золушка попала все в тот же сценарий, потому что из одного сценария в другой только по факту бракосочетания мало кто может перепрыгнуть, привычки и стереотипы поведения и реагирования взмахом волшебной палочки не изменишь. Это не платье поменять.

 Ведь заполучив принца (инфантила/нарцисса - в принципе только такому может прийти в голову так скоропалительно жениться, пока он не проявил себя во всей красе и не напугал своими выходками избранницу, да, к тому же, долгие ухаживания - это не его история), Золушка получила как раз в его лице комплект из мачехи (нарцисс) с сёстрами (инфантилы), так что  сценарий все тот же, только декорации поменялись.

Что ещё можно увидеть в поведении Золушки?

Она уже на балу, а на бал приходят, чтобы танцевать,  но и здесь между танцами и весельем  успела что-то зашить. Так и исполняет свою роль, как заезженная пластинка.

 А ведь это ОКР в чистом виде (невроз навязчивых состояний), следствием чего является трудоголизм как компульсивное расстройство, а это своеобразный вид зависимости. 





Приведу фрагмент анализа послесвадебной жизни Золушки с интернет-ресурса:



«А поутру они проснулись». Но однозначно не вместе. Потому что Замарашка автоматически вскочила с постели еще затемно и, не приходя в сознание, ополоснув личико холодной водичкой, принялась подметать дворцовые коридоры, таскать воду из колодца, колоть дрова и варить кашу да яйца на завтрак и печь хлеб для своего благоверного. Потому что ее так воспитали, она так привыкла. Собственно, все это уже делается под воздействием чар Злой Брачной Колдуньи. Итак, счастливая Замарашка (еще бы! У нее теперь кухня с евродизайном в собственности и тарелки с розочками по краям!) приносит Принцу в опочивальню поднос с едой. Раздергивает занавески. И… Видит, мягко говоря, удивленное, а попросту офигевшее лицо мужа. Потому что он не знает, что делать в этой ситуации. У него болит голова после вчерашней свадьбы, скромница-жена танцует на балу лучше, чем в постели, и вообще он обычно раньше обеда не просыпается и завтракает круассанами и кофе, а не кашей с компотом. Но это полбеды. Принц вообще не может сообразить, где Принцесса нашла кашу и какого черта принесла ему вареные яйца, и что за ролевая игра заставила ее натянуть на себя фартук и чепец. Собрав все свое удивление в кулак и вспомнив, что не так уж и плохо, когда поутру рядом есть симпатичная девушка, он тянет Замарашку в постель. И наконец-то видит то чудо, которое ему досталось. С мозолистыми и накачанными от таскания ведер и обращения с топором руками, с цыпками от холодной воды и грязными ногтями… На балу-то она в перчатках была! А ночью и вовсе темно. У Принца случается шок."

 

В общем, тоже речь о том, что динамические стереотипы просто так не переписываются за одну ночь.

Ох, уж этот незавершённый гештальт))).

В сказке, конечно, всё волшебно, сказка же. Но даже в сказке чары заканчиваются и тыква остаётся тыквой, в этом и есть смысл для тех, кто ждёт волшебных превращений на обывательском уровне.

 В этом случае нет трансформации, а есть только кратковременные колдовские чары, когда они слетают, так или иначе всё встаёт на свои места.

 



А можно ещё предположить, что Фея была совершено равнодушна к Золушке, и не для нее волшебство творила, недаром, и в приведенном выше фрагменте её называют Злой Колдуньей. И она совершает подлог, подсунув принцу Замарашку вместо принцессы, так как имеет виды на королевство. И через такую услугу своей племяннице вполне обретает впоследствии реальную власть. А что ещё может интересовать Злую Колдунью? Ну, не счастье же бедной девушки.

Если  с этого ракурса посмотреть, то здесь сталкиваются в борьбе за королевскую власть мачеха и фея, каждый проталкивает свою протеже именно с этой целью. Кстати, интересный угол зрения, никогда раньше не задумывалась.

 Так, о чём сказка? Кто из тётушек проворнее оказался? А Золушка и сёстры - только средство достижения цели?

 Ознакомившись с такой обывательской трактовкой сказки "Золушка" каждая созависимая простушка может быть морально удовлетворена, убедившись, что нет в жизни счастья, и её благоверный алкоголик ничем не хуже какого-нибудь принца, который так никогда и не оценит свою работящую Золушку, во дворце-то этим не особо выделишься. А значит, можно спать спокойно, лишний раз убедившись, что счастья не существует даже в браке с принцем, и к тому же алкоголик без котлет своей Золушки точно пропадёт, а вот принц их отсутствия даже не заметит.

Однако, сказка - это не бытовая история. В ней всегда заложена трансформация души, а не материальной составляющей. 

И в данном случае Золушка - это воплощение всех самых позитивных архетипических женских качеств: трудолюбие, доброта, забота, принятие, любовь и др.
Через проявление и воспитание в себе этих качеств обретает девушка Царствие Божие. А король и принц - это метафора Отца и Сына. Фея - это Бессознательное. И именно через воспитание в себе этих качеств обретается связь с бессознательным и вход в Царствие Божие на земле.

А мачеха и сёстры - это воплощение всех дурных качеств характера, которые необходимо преодолеть на пути духовного развития.

Инфантилизм сестёр трансформирован в детскую непосредственность Золушки, заботу и ответственность.

А высокомерие мачехи в уважение и чувство собственного достоинства, а где есть уважение и чувство собственного достоинства, там есть и настоящая любовь.

Это и есть духовная трансформация и преодоление.

Взять, например, добро и зло - это направление энергии, сама по себе она нейтральна.

И в ходе такой ежедневной работы над собой человек стремится стать не лучше других, а сегодня стать лучше себя вчерашнего, завтра лучше себя сегодняшнего.
И чтобы понимать, что лучше, надо признать всё, что в тебе есть, и хорошее и дурное.

Вот такая непростая эта сказка про Золушку.





Цыбина Наталья Алексеевна  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: 7 апреля 2019,  18 просмотров
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие статьи автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную статью!
Узнать как
 
1affd Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх