Скрыть

Додонский оракул

Додонский оракул

Самый древний греческий оракул в храме Зевса в Додоне (в Эпире). Как и вообще институт оракулов, святилище в Додоне, по всей вероятности, существовало задолго до вторжения на Балканы греков, ещё во втором тысячелетии до н. э., когда в этих местах обитали пеласги и молоссы. На глубокую древность местного прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону, косвенно указывают эпитеты «Пеласгический» и «Молосский», первый из которых встречается ещё в «Иллиаде».

В гомеровские времена окрестности Додоны были населены селлами, которые называются в «Илиаде» пророками, не моющими ног и спящими на земле; отсюда видно, что эти селлы почитали не столько Зевса, сколько хтоническое божество урожая и плодородия — богиню Земли, культ которой предшествовал приходу индоевропейцев. В историческое время селлы, по-видимому, уже не существовали. Способ предсказаний в гомеровские времена был тот же, что и впоследствии: люди слушали волю Зевса с высоковерхого дуба (Одиссея, XIV, 328). В «Одиссее» Додона впервые упоминается как место, где находился оракул.

Во времена Геродота, в Додоне жили три прорицательницы, которых он, однако, предпочитает не называть сивиллами.

В Додоне было несколько способов прорицания. Самый употребительный и древнейший (упоминаемый ещё в «Одиссее») — по шелесту листьев священного дуба, росшего близ святилища Зевса. Знамения, которые бог посылал в шелесте листьев, истолковывались жрецами или жрицами (селлами), для чего им необходимо было особое вдохновение. Этой необходимостью вдохновения для понимания знамений Додонское прорицалище существенно отличалось от других оракулов. Для того, чтобы вызвать вдохновение, без сомнения, употребляемы были разные подготовительные священные обряды (вроде омовений, курений, жертвоприношений и т. п.), но о них не сохранилось определённых известий.

Ещё неоднократно упоминается «додонская медь». Это был пожертвованный керкирцами медный таз, поставленный на столбе, подле которого на другом столбе стояла медная же статуя мальчика, державшего в руке бич из трёх медных цепочек с игральными костями (astragaloi) на концах. Эти кости касались таза и, ударяясь об него при малейшем ветерке, производили протяжные звуки (Страбон, VII, 329). Первоначально этот дар керкирцев служил только для украшения, и выражение «додонский таз» или «додонская медь», «додонский бич» употреблялось в виде поговорки для обозначения болтливого, никогда не умолкающего человека; но в более поздние времена, быть может, производились гадания и по звукам, производимым ударами бича о таз.

Мифология повествует, что некогда две черные голубицы из Фив летели в Египет и остановились, одна в Ливии, а другая — в Додоне, где последняя, сев на дубе, весьма ясно произнесла эти слова: «учредите здесь прорицалище в честь Юпитера». Другая велела сделать то же жителям Ливии. Обе они сочтены были истолковатсльницами воли богов. Как не баснословно это повествование, но оно, по-видимому, имеет свое основание. Египетские жрецы утверждали, что две жрицы перенесли некогда священные обряды в Додон и в Ливию. На языке древних народов Эпира одно и то же слово означает и голубицу и старую женщину. Город Додон находился при подошве горы Томара. Храм Юпитера и окружавшие его портики украшены были бесчисленными статуями и богатыми приношениями чужестранцев, приходивших вопрошать прорицалище. Возле этого храма возвышалась священная роща. Один дуб в ней назывался пророческим. Благочестивое суеверие греков и чужестранцев освятило его с давних веков. Недалеко от храма находился источник минеральных вод; в нем днем замечали убыль, а в полночь прибыль воды. Также погашал он светильники, в него погружаемые, но опять зажигал, как скоро подносили их на некоторое к нему расстояние. В то время источник называли чудесным, ибо не постигали причин, производивших эти явления. Три жрицы возвещали решения прорицалища, но беотийцы должны были получать их через жрецов. Это исключение для них сделано было по следующему случаю. Народ этот некогда требовал совета у прорицалища в каком-то деле. Жрица отвечала: «совершите нечестие и тогда будете иметь успех». Беотийцы, подозревая, что она благоприятствовала их неприятелям, тотчас бросили ее в огонь, сказав,«если жрица нас обманывает, то она заслуживает казни; если же говорит правду, то мы, учиняя это нечестие, повинуемся оракулу». После этого события определено было, что жрицы впредь сами не отвечали на вопросы беотийцев.

Жрицы ходили в священную рощу и, сев подле пророчественного дерева, внимали шуму листьев его, сотрясаемых ветром; или, останавливаясь на берегу священного источника, вслушивались в изменения разных звуков, происходивших от журчания воды. Из всего этого они умели извлекать множество предвещаний.

Далее мы имеем достоверное свидетельство о гадании в Додоне по жребиям. Именно, Цицерон рассказывает, что когда спартанские послы перед сражением при Левктрах явились сюда вопросить о победе и поставили сосуд, в котором были жребии, любимая обезьяна молосского царя перемешала и разметала жребии и все, что было приготовлено для гадания. После этого жрица сказала, что лакедемонянам следует думать не о победе, а о спасении. Это почли величайшим несчастием. Лакедемонские послы возвратились в отечество свое с роковым ответом жрицы, и воинственная Спарта дрогнула.

Гадание производилось так, что вопрошающий, положив жребии в сосуд, ставил его на определённое место, вероятно на жертвенник. Кто вынимал жребии, — вопрошающий или жрец, остаётся неизвестным, но значение вынутого жребия объясняла жрица.

Предсказания на какую тему Вас больше всего интересуют?

Моро Михаил  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: ,  94 просмотра
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие заметки автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную заметку!
Узнать как
 
7d7e7 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх