Скрыть

Сивиллы

Сивиллы

Сивиллами назывались полулегендарные женщины-пророчицы, имевшие дар прорицать и открывать волю богов. Уверяли, что жили они свыше 1000 лет каждая. В Древнем мире сивилл насчитывалось 12.  Перечисляем их:

I. Сивилла Персидская, называвшаяся Самбетою, невесткою Ноевою, пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги.
II. Сивилла Ливийская, путешествовавшая в Самосе и Дельфах и, как говорят, упрекавшая людей в идолослужении.
III. Сивилла Дельфийская, находившаяся в храме Дельфийском, и, по сказанию Диодора, первая получила имя Сивиллы. Ученые говорят, что Гомер извлек из ее прорицаний некоторые мысли.
IV. Сивилла Эретрейская предсказывала падение Трои, и, по уверению Евсея и св. Августина, ей были известны книги Моисея.
V. Сивилла Киммерийская.
VI. Сивилла Самосская.
VII. Сивилла Кумская, по имени Деифоба, знатнейшая из всех, имела свое пребывание в Куме. Говорят, что ее отец был Аполлоний, а мать Главка. Это Сивилла продала часть своих книг Тарквинию Гордому. В Риме книги сохранялись в храме Юпитера Капитолийского, под землею, в каменной урне. Квиндецемвиры, жрецы, справлялись с ними в сомнительных случаях государства. Во время сожжения Капитолия сгорели и сивиллины книги. После этого отправляемы были послы по разным местам для собрания сивиллиных изречений, которые Август положил у подножия Аполлона Палатинского.
VIII. Сивилла Геллеспонтская предсказывала во время Солона и Креза.
IX. Сивилла Фригийская путешествовала со своими предсказаниями в Анкифе и Галатии.
X. Сивилла Тибюринская, или Альбюнейская была обожаема в Тибюре.
XI. Сивилла Эпирская.
XII. Сивилла Египетская.

Самая знаменитая и жившая позже всех —  древнеримская Кумская сивилла, предсказавшая приход христианства. По ее книгам, которые она продала римскому царю Тарквинию Великому, римские жрецы гадали почти 700 лет.
Предыстория этого случая такова. Однажды к царю Рима Тарквинию Великому пришла старая женщина с девятью книгами, копиями труда, который, по ее словам был пророчеством Сивилл, и предложила продать их ему. Но его не устроила цена, и она ушла, сожгла три из них и вернулась, предложив уже шесть книг за ту же первоначальную цену. Тарквиний только рассмеялся, после чего она покинула его во второй раз, сожгла еще три книги, вернулась с оставшимися тремя и вновь предложила продать их ему на тех же условиях. На этот раз царь,  удивленный ее упорством, предположил, что в этих книгах должно быть что-то из ряда вон выходящее, и послал за авгурами, чтобы они подсказали ему, что делать. После гаданий они обвинили его в нечестивости из-за того, что он отверг сокровище, посланное небесами, и приказали ему дать этой женщине все, чего она бы не пожелала за оставшиеся книги. Женщина получила свои деньги, принесла письмена и, наказав хранить их в святости всеми способами, тотчас же исчезла, словно испарилась. 

Вскоре после этого два патриция были выбраны хранителями пророчеств, которые были сокрыты со всей осторожностью под землей в столице тогда еще республики, а позже империи. К ним нельзя было обращаться без особого указа сената, который никогда не давался, кроме как по случаю сокрушительного поражения, начала серьезного восстания или бунта, или по иному исключительному случаю. Количество жрецов-хранителей, дуумвиров (от римского duo –два и vir – муж), как и в любом другом ордене, несколько раз увеличивалось.

И продолжало увеличиваться, пока по желанию народных трибунов в 388 году от основания Рима не был издан закон, ограничивающий их число десятью жрецами, половина из которых избиралась из патрициев, а половина – из плебеев. С тех пор они назывались децемвирами ( от римского decem – десять), пока при Сулле их не стало пятнадцать, и они не стали называться квинцемвирами. Неизвестно, сколько Сивилл было на самом деле, но Варрон свидетельствует в пользу десяти, хотя некоторые говорят, что их было девять, или четыре, или три, или только одна. Они все жили в разное время и в разных странах, все были прорицательницами, и одна из них, согласно общему мнению, предсказала приход Спасителя. В отношении самого труда, Демпстер сообщает нам, что он был написан на шелке. А книги, которые купил Тарквиний, по словам Солиния, сгорели во время пожара за год до прихода Суллы к власти (в 83 году до н. э.).

Что же на самом деле представляли из себя «сивиллины книги»? Это был сборник  греческих стихов (гекзаметров), содержавших пророчества о невзгодах и бедствиях и дававших указания, какими обрядами и жертвами от них можно уберечься или прекратить их и умилостивить соответствующих богов. Чаще всего предписывались обряды в честь Аполлона и других греческих богов, а также малоазийской идайской богини (Mater Magna). Таким образом, «Сивиллины книги» стали причиной того, что это иностранное богослужение привилось в Риме, а забота о нем стала второй главной обязанностью коллегии десяти. Сборник этот, вероятно, пришел из Кум малоазийских в Кумы в южной Италии, оттуда в Этрурию и из последней при Тарквинии Гордом в Рим.
Когда Капитолийский храм сгорел вместе с содержимым, сенат отправил срочное посольство в Малую Азию (в Эритры). Это посольство собрало около тысячи подобных стихотворных предсказаний, которые потом были дополнены многими другими, собранными по греческим островам и колониям. Они обрели пристанище в новом Капитолийском храме, пока Август в 12 году до н. э. не велел перенести их в роскошный храм Аполлона на Палатине, где они сохранялись до конца IV в. н. э.

Под влиянием «Сивиллиных книг» в Риме было введено греческое богослужение. Так, наряду с местным (ritus Romanus) культом отечественных богов (dii patrii), который отправляли понтифики вместе с подчиненными им жрецами, возник греческий культ (ritus graecus) чужих богов (dii peregrini). Этот культ тоже находился в ведении членов коллегии пятнадцати.
Главным среди чужих божеств считался Аполлон, о древнейшем храме которого Тит Ливий упоминал в 60 году до н.э.

По «Сивиллиным книгам» в честь Аполлона совершались жертвоприношения (graeco ritu), просительные процессии, лектистернии (обряды угощения богов) и игры (ludi Apollinares). Эти игры, впервые проведенные во время эпидемии чумы в 208 году до н. э. стали затем постоянными (ludi stativi). Они включали в себя театральные представления, травлю, скачки и, наконец, особенно прославившиеся столетние игры (ludi saeculares).
Культ местной Дианы (Dea, DivaJana) был постепенно вытеснен греческим культом Артемиды, а также Цереры и Прозерпины, которые у римлян первоначально были только земными богинями. В 496 году до н. э. Церере по указанию Сивиллы был посвящен храм, а в цирке были введены ежегодные игры (ludi Cereris). Таким же образом в Риме появился и культ Аида (Dis pater), впоследствии соединенный с культом Сатурна, и культ Меркурия, которому в 495 году до н. э. был посвящен первый храм. Культ Венеры также греческого происхождения — у римлян Венера первоначально была богиней растительности. Его возникновение относят к 217 году до н. э., когда после битвы у Тразименского озера в «Сивиллиных книгах» нашли указание основать храм Венеры Эрицийской.

Культ Эскулапа был введен в Риме в 293 году до н. э. при очередной эпидемии чумы во время третьей войны с самнитами, а культ Геркулеса — в конце V века до н.э. В 204 году до н.э. в Риме ввели и культ малоазийской богини идайской (Mater Magna): только так, согласно предсказаниям Сивиллы, карфагенский враг мог быть изгнан из Италии. Тогда с великой торжественностью в Рим был привезен символ богини — каменный конус. Ей построили храм на Палатине и учредили ежегодные игры (Megalesia). Жертвенные обряды этой богине постоянно совершали жрецы и жрицы из Фригии, которых опекали те же жрецы, что и охраняли «Сивиллины книги».
По данным специального расследования по приказу сената, имелись и другие труды, вдохновленные «Сивиллиными книгами», или, по крайней мере, их копии или выдержки из них, собранные в Греции и других краях. Эти книги хранились с таким же вниманием, что и предыдущие, до тех пор, пока Феодосий Великий не пришел к власти, большинство сената не приняло христианство, и эти книги окончательно не вышли из моды. В конце концов, любимец императора Гонория Флавий Стилихон (родом из племени вандалов) сжег их, за что строго осуждался поэтом Рутилием.

Предсказания на какую тему Вас больше всего интересуют?

Моро Михаил  (Получить консультацию)
Опубликовано на сайте: ,  99 просмотров
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
ПечатьПоделиться
Другие заметки автора:
Закрыть
Вы можете заработать,
рекомендуя
данную заметку!
Узнать как
 
286f2 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх