Абеляр

Эзотерический словарь > Просмотр термина

АБЕЛЯР (Abe lard, Abailard) Пьер (1079—1142), франц. философ, като-лич. богослов. Род. в семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Тра-гич. события личной жизни побудили А. уйти в монастырь св. Дионисия. Богословские соч. А. вооружили против него влиятельных церк. лиц. Его книги были осуждены на соборах в Су-ассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней А. провел в монастыре.

Экзегетич. взгляды А. выражены им гл. обр. в трудах «Да и нет» («Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentarioram super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quinque») и в письмах. Он пытался вернуться к принципам святоотеческой экзегезы, преодолевая ср.-век. фидеизм. Греческих отцов Церкви А., однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж. Авгу-стину и блж. Иерониму. Не ставя под сомнение святость и боговдохновенность Свящ. Писания, опираясь при этом на св. отцов, А. отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость текстуальной критики библейской. По его мнению, при формировании текста Свящ. Писания действуют: 1) божественное вдохновение, 2) свящ. писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких свящ. текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок. Напр., он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в Мф 27:9 на самом деле имеет в виду Зах 11:12-13. Призывая, однако, к осторожности, А. писал: «Нельзя говорить: "автор этой книги не придерживался истины", — надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». А. подчеркивал, что святоотеч. экзегеза неоднородна и св. отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В кн. «Да и нет» он собрал более 1800 противоречивых высказываний св. отцов о Библии. Подобные взгляды А. вызывали активный протест, к-рый в значительной мере был оправдан тем, что А. не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать подход к Слову Божьему на основе веры с науч. критикой текста.

Несмотря на осуждение, соч. А. получили широкое распространение. С одной стороны, А. стал предтечей ра-ционализма в библеистике, с другой, проложил дорогу для классич. схоластики (Фомы Аквината и др.), к-рая более удовлетворительно (хотя только в принципе) решила вопрос о соотношении веры и науч. исследования. ? M i g n e. PL, t.178; Opera omnia, P., 1855; Ouvrages inedits, ed. par V.Cousin, P., 1836; Opera..., ed. par V.Cousin, vol. 1-2, P., 1849— 59; в рус. пер.: История моих бедствий, М., 1959 (в приложении даны пер. писем А., отрывков из его трудов, в частн. вступление к «Да и нет»); Теологические трактаты, М., 1995.

• Свящ. А р с е н ь е в И.В., От Карла Великого до Реформации, т.1-2, М., 1909—10; Г а у с р а т А., Ср.-век. реформаторы, пер. с нем., СПб., 1900, т.1; Ф е д о т о в Г.П., А., Пг., 1924; ODCC, p. 3—4; RGG, Bd.1, S.4.

 
f9711 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх