Аллегорический метод толкования библии

Эзотерический словарь > Просмотр термина

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ был разработан александрийской школой экзегезы. Сторонники А. м. исходили из мысли, что в Свящ. Писании гл. учение преподается прикровенно, с помощью аллегорий и символов. А. м. был впервые применен к ВЗ Филоном Александрийским и широко использован Оригеном, который писал: «Как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа» («О началах», IV, 11). Телом Ориген называл буквальный, ис-торич. смысл, душой — то, что раскрывается в более проникновенном понимании смысла, а духом — глубинные тайны Писания, к-рые приоткрывает аллегорич. толкование.

А. м. опирался не только на антич. традицию, воспринятую у иудейской александрийской школы, но и на сам многоплановый, многозначный смысл Слова Божьего, к-рый обнаруживается по мере постижения свящ. текста. Отцы и учители Церкви, к-рые придерживались А. м., справедливо утверждали, что не все в Библии «лежит на поверхности», а, напротив, многое скрыто от первого, непосредств. восприятия. А. м. был формой изложения библ. истин на языке умозрительного богословия. Так, свт. Григорий Нази-анзин рассматривает библ. Эдем как аллегорию высшего Богообщения («Песнопения таинственные», 7), свт. Амвросий Медиоланский трактовал Адама как аллегорию разума, а Еву — как аллегорию чувства («О Рае», 2). При помощи А. м. объяснялись многие антропоморфизмы в Библии и обнаруживался богосл. смысл, скрытый за сказаниями и образами ВЗ. Однако, не владея в достаточной мере ключом к символике Древнего Востока (к-рую часто использовали свящ. авторы), раннехрист. комментаторы-аллегори-сты нередко высказывали весьма произвольные догадки. В новое время задачу, аналогичную А. м., пыталась решить школа демифологизации. См. ст.: Александрийская школа экзегезы; Святоотеч. экзегеза; Схоластич. ср.-век. экзегеза.

 
3675e Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх