Авдиев

Эзотерический словарь > Просмотр термина

АВДИЕВ Всеволод Игоревич (1898— 1978), сов. востоковед. Окончил МГУ (1922); доктор историч. наук (с 1943). С 1944 профессор. Преподавал в ВПШ, МГУ и др. вузах историю Древнего Востока. Лауреат Гос. премии (1951).

А. принадлежит ок. 170 работ, пре-имущ. по египтологии. Осн. труд — «История Древнего Востока» (М., 19703) — включает и раздел о Палестине библ. времен с учетом достижений библ. археологии. Основное внимание в этом разделе уделяется хозяйств.-политич. стороне ветхозав. истории. В заключение А. дает краткую характеристику Библии и подчеркивает, что «речи пророков и высокохудожественные лирические стихотворения (псалмы) вошли в состав лучших произведений мировой литературы». • М и л и б а н д. БССВ; В.И.А. (1898— 1978), (Некролог), ВДИ, 1978, № 4.

Авдия пророка книга (евр.

П'01У, овадйа — служитель Господень). А.п.К. — самая краткая из книг Ма-лых пророков и вообще во всем ВЗ, но, как говорит блж. Иероним, «это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям» (Коммент. на Кн. прор. Авдия). В рукописях и переводах А.п.К. существует значительное число раз-ночтений и «темных» мест. Стихи 1-6 книги почти дословно совпадают с Иер

49:9-10, 14-16.

Исторический контекст. Пророчество почти целиком обращено к царству Эдома (Идумее). Идумеи осели в Палестине и основали свое государство в ее южных горах раньше израильтян (ок. 14 в. до н.э.). Они считались в Израиле кровнородственным племенем, поскольку их праотец Исав был братом Иакова (Быт 36:1). Во Втор 23:7 сказано: «Не гнушайся идумеянином, ибо он брат твой», и там же (23:8) дано разрешение принимать идумеян в 3-м поколении как полноправных членов ветхозав. Церкви. Пророки высоко ставили идумейского мудреца (царя?) Иова (Иез 14:13-20), а книга о нем вошла в канон Свящ.Писания. Тем не менее история отношений между Израилем и Эдомом отмечена соперничеством и враждой. При Давиде и Соломоне Эдом входил в состав израильской монархии, затем отделился и вскоре стал вассалом Ассирии. Во время нашествия Навуходоносора (597 до н.э.) идумеи перешли на его сторону и захватили часть Иудеи (Пс 136:7). Позднее после длительных конфликтов осн. население Эдома было обращено в иудейство (2 в. до н.э.). Иду-меи нередко занимали высокие должности, а в лице Ирода Великого добились даже короны.

Содержание и духовный смысл.

Господь устами прор. Авдия осуждает Эдом за его преступления. Напрасно он уповает на горы в надежде, что они защитят его (3-4); он притеснял своего «брата», злорадствовал, видя его бедствия, он посягал на его земли, за что сам будет повержен (1-14). Впоследствии, когда Идумея слилась с Иудеей, образ Эдома стал символом вероломного брата, апокалиптич. врага ветхозав. Церкви; Эдомом, в частн., именовался Рим.

Если первая часть книги обличает братоубийственную рознь, то вторая (15-21) есть пророчество о Суде Божьем «над всеми народами». Авдий предрекает восстановление Св. земли, к-рая в его книге становится прообразом Царства Божьего. Авдий — первый среди пророков, у к-рого мы находим прямое указание на это Царство: «И будет царствовать Господь». Т.о., Авдий провозглашает нравств. миропорядок, действующий в истории, к-рая увенчивается эсхатологич. Царством.

Автор и датировка А.п.К. О самом пророке ничего не известно. Большинство толкователей относят время его жизни к послепленному периоду. Параллели с Иеремией и намеки на события его времени могут быть объяснены двояко. Либо Авдий включил в свою книгу изречения предшественников, либо 1-я часть была написана ранее. Первое предположение более вероятно. Память прор. Авдия Правосл. Церковь празднует 19 ноября. • Б и р ю к о в Н., Прор. Авдий и его книга, ЧОЛДП, 1894, № 1; еп. И о а н н (Смирнов), Св. пророки: Осия, Иоиль, Амос и Авдий, Рязань, 1874; О б р а з-цов П.Е., Св. прор. Авдий в его церк.-про-роч. и библ. значении, Смоленск, 1867; Р ы б и н с к и й В.П., Кн. прор. Авдия, К., 1909; Я к и м о в И. С., Когда пророчествовал Авдий?, ХЧ, 1885, № 3—4; C h i l d s, АВТОРИЗОВАННЫЙ ПЕРЕВОД

 
7a805 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх