Авторство в библейском мире

Эзотерический словарь > Просмотр термина

Если в античности сравнительно рано стало заявлять о себе л и ч н о е творчество поэтов и писателей, претендовавших выразить собственные мысли, то на Востоке это явление редкое. Подобно древним иконописцам, вавилонские, египетские или ханаанские писцы считали себя не создателями нового, а выразителями традиции. Поэтому в памятниках Древнего Востока мы чаще встречаем имена переписчиков, чем настоящих авторов. В значительной мере это относится и к Библии, сложившейся в рамках древ-невост. цивилизации. «Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов почти в современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков» (Т у р а е в Б. А., История Древнего Востока, т. 1, с. 7). Однако для установления канона библ. книг эту особенность надо тесно связывать с тем, что людям предлагается не «сочинение» того или иного человека, а Слово Божье. «Каждое слово Библии говорится всякий раз внутри непосредственно-жизненного общения говорящего со своим Богом и себе подобными... Поэтому это слово — принципиально н е а в т о р с к о е (разр. наша. — А.М.) слово» (А в е р и н ц е в С. С., Греческая "литература" и ближневосточная "словесность", с. 213). Церковь избирала книги в канон не по именам авторов: нек-рые анонимные книги были канонизированы (Руф, Иов, Ис Нав, 1-4 Цар), а немало таких, к-рые имели в заглавии авторитетные имена (Еноха, Ноя, Авраама, Варуха, Ездры, Соломона), но были отнесены к нека-ноническим и к апокрифам.

Религиозный «авторитет священных книг[...] зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки с о д е р ж ан и я (разр. наша. — А.М.) этой книги, выражающейся в признании ее каноничности и опирающейся на ее содержание» (Б у л г а к о в С. Н., Два града, т. 2, с. 53).

Однако для новозав. книг, к-рые посвящены событиям жизни Христа Спасителя и апостолов, авторство имеет более важное значение, ибо оно связано с достоверностью т е х ф а к т о в, на к-рых зиждется Церковь. • M e a d e D.G., Pseudonymity and Canon, Grand Rapids (Mich.), 1987.

 
3a61c Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх