Аввакум петров

Эзотерический словарь > Просмотр термина

АВВАКУМ ПЕТРОВ, протопоп (1620/21 — 1682), рус. правосл. писатель, один из вождей старообрядчества.

Род. в нижегородском краю в семье сел. священника. В 1644 был рукоположен в иерея. С начала служения вступил в конфликт с окружением. В 1647 вынужден был бежать в Москву, где примкнул к «кружку ревнителей благочестия» и повел борьбу против упадка нравов. Подобно Савонароле, А. сознавал себя пророком, призванным обличать и наставлять. Церк. реформу, проводимую царем Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, А. не принял, вследствие чего стал объектом жестоких гонений. Попытки царя и иерархии привлечь его на сторону реформы оказались безуспешными. А. осудили на Соборе, бросали в тюрьмы, ссылали в монастыри, но он остался непреклонен. В 1667 выслан на север, в Пустозерск. В изгнании продолжал борьбу, сочинял послания, проповеди, библ. толкования, составил автобиографию. На седьмом году царствования Феодора Алексеевича А. был казнен (заживо сожжен в срубе) вместе с тремя единомышленниками. А. — один

из наиболее талантливых и ярких рус. писателей 17 в. Канонизирован старообрядцами в 1916.

Библейские толкования. Находясь в пустозерской ссылке, А. составил ряд бесед и комментарий к Библии. Среди них толкования на Псалмы, Кн.Пре-мудрости Соломона, на прор. Исайю и др. Написаны они живым, образным языком. А. выступает как страстный полемист, широко пользующийся народной лексикой. Его комментарии носят практический, назидательный характер и тесно связаны с борьбой, к-рую он вел, отстаивая принципы «древлего благочестия». А. постоянно обращался к реалиям современной ему жизни. Так, толкуя притчу о богаче и Лазаре, он замечает: «Любил вино и мед пить, жареные лебеди, и гуси, и рафленые куры: вот тебе в то место жару в горло, губитель душе своей окаянной!» (из «Книги бесед», в кн.: «Памятники л-ры Древней Руси. 17 в.», кн. 2, М., 1989, с. 424). Падение Адама изображает как прообраз повседневных искушений человека. Он сравнивает первых людей с пьяницами: «Оттоле и доднесь творится та же лесть в слабоумных человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочиими питии, и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг друга, упившегося допьяна, — слово в слово, что в раю бывает при дьяволе и при Адаме» (Соч. о сотворении мира, там же, с. 444). Попытку Адама переложить вину на Еву А. трактует так: «Просто молыть: "на што, де, мне дуру такую зделал?"» (там же). Такого рода «снижение» образов Писания было не профанацией, а вытекало из желания проповедника актуализировать Библию. Многие места толкований полемически направлены против «никониан» и содержат пророчества о возмездии, к-рое ожидает их за отступление от старых обрядов.

? Житие протопопа А., им самим написанное, и др. его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. библиогр.); Послания, челобитные, письма, в кн.: Памятники лит-ры Древней Руси: 17 в., кн. 2, М., 1989, с. 523—79.

•Б о р о з д и н А.К., Протопоп А., СПб., 19002; ИВЛ, т. 4, с. 351; М а л ы ш е в В.И., Библиогр. соч. протопопа А. и лит-ры о нем: 1917—1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с. 435-46; М я к о т и н В.А., Протопоп А. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894; Протопоп А., История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.— Л., 1948.

 
f7312 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх