Айххорн

Эзотерический словарь > Просмотр термина

АЙХХОРН (Eichhorn) Альберт

(1856—1926), нем. протестантский библеист. Род. в Люнебурге. A. был э. орд. профессором каф. церк. истории в ун-тах Галле (1888—1900) и Киля (1901—13). Хроническая болезнь помешала А. написать крупную работу, но его лекции и статьи оказали значительное влияние на становление религиозно-историч. школы. Краус считает его основателем этой школы. • RGG, Bd.2, S.344 (там же указаны соч. А.).

АЙХХОРН (Eichhorn) Иоганн Гот-фрид (1752—1827), нем. протестантский библеист и литературовед. Род. в Дорренцимерне. Окончил Геттинген-ский ун-т (1774), где изучал богословие, вост. языки и историю лит-ры, слушал лекции Михаэлиса (преемником к-рого он впоследствии стал).

По собств. признанию А., его потрясли фрагменты из Реймаруса, опубликованные в год завершения им университетского курса. Утверждение гамбургского деиста, что почти вся свящ. история есть преднамеренный вымысел, побудило А. взять на себя апологетич. задачу найти новый герменевтич. ключ к Писанию. Над этой задачей он трудился всю жизнь. После недолгого пребывания на посту ректора Ордурфской гимназии А. занял каф. восточных языков в Йенском ун-те (1775), а в 1788 перешел в Гет-тингенский ун-т, где преподавал философию до конца жизни.

А. принадлежат работы по истории лит-ры, но гл. его труды относятся к библеистике. Важнейшими его сочинениями являются «Введение в Ветхий Завет» («Einleitung in das Alte Testament», Bd.1—3, Lpz., 1780—83), «Введение в Новый Завет» («Ein-leitung in das NT», Bd.1—5, Lpz., 1804— 27). А. основал первое периодическое издание, посвященное библ. науке. Как библеист и литературовед А. испытал влияние Лессинга и Гердера и в свою очередь оказал значительное влияние на развитие протестантской библеи-стики.

"Герменевтика А. сформировалась в результате попыток согласовать учение Библии с «истинной философи- ей», последним словом к-рой А. считал «просветительский» рационализм. Логика его рассуждений была проста: поскольку Библия содержит истину, эта истина не может противоречить разуму, а так как разум, «умудренный истинной философией», не видит в библ. описаниях чудес достоверной реальности, их следует объяснять так, чтобы противоречие было устранено. Далее, А. справедливо признавал, что при чтении Библии необходимо учитывать ее «особый, образный и драматический язык». Толкователь должен научиться отделять в нем форму от смысла.

В этом герменевтич. подходе А., казалось бы, развивал идеи святоотеч. александрийской школы и был предшественником мн. совр. комментаторов. Ш ошибка его заключалась в том, что он поддался соблазну создавать произвольные беллетристич. фантазии, придумывая «естественные» объяснения сказаниям ВЗ. Так, он писал: «Разговор Адама с Богом есть просто угрызения совести Адама. Явление Господа Бога после совершения греха Адамом — это испуг и удивление от виденной и слышанной впервые (?) грозы». Древо познания было просто растением с ядовитыми плодами. Иными словами, усматривая в Библии элементы мифа, А. стремился найти за ним обычные природные и психологич. явления. Применить этот метод к евангельской истории А. не решился, но широко использовал его в толковании Деяний (огненные языки Пятидесятницы обозначают экстаз, ангел, ведший Филиппа, — его благую мысль и т.д.).

Исагогические концепции А. От своего учителя Михаэлиса А. узнал о работе Астрюка, касавшейся источ-ников Кн.Бытия, и распространил его методы на изучение всего Пятикни-жия. Исследуя лит. особенности Моисеевых книг, он пришел к заключению, что пророк записывал законы для священников и для народа и из этих записей позднее образовались Исх, Лев, Числ, Втор; Кн. Бытия была составлена неизвестными авторами. Что касается НЗ, то, по гипотезе А., апостолы вручили своим преемникам единый письменный текст, к-рый после продолжит. переработок стал во 2 в. основой канонических писаний (см. ст. Протоевангелия теория). А. вошел в историю исагогики как один из первых авторов, отметивших особенности Пастырских посланий, отличающие их от прочих посланий ап.Павла. Исходя из этих особенностей, А. признал Пастырские послания псевдонимны-ми.

? Commentarius in Apocalypsin Johannis, Gott., 1791; Einleitung in die apokryphischen Schriften des Alten Testaments, Lpz., 1795.

•М у р е т о в М.Д., Эйхгорн и его толкование новозав. чудес, ПТО, 1884, ч. 23; е г о ж е, Протестантское богословие до появления Штpaycoвой «Жизни Иисуса», Серг. Пос., 1894; ODCC, p.449; RGG, В^2, S. 345.

 
484b4 Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх