Елеонский

Эзотерический словарь > Просмотр термина

ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович, прот. (1843-1910), рус. правосл. экзегет. Род. в Калужской губ. в семье сел. священника. Окончил духовное уч-ще и МДА (1868). После окончания учебы был направлен в Харьковскую ДС, а затем переведен в МДА (1870) и назначен доцентом каф. Свящ. Писания ВЗ. С 1879 орд. профессор богословия в Сельскохозяйственном ин-те, а с 1892 — в Московском ун-те. Е. активно сотрудничал с редакцией «Правосл. богосл. энциклопедии», поместив в ней около 50 статей. Одной из первых работ Е. была критика теории "Баура о послеапо-стольском происхождении Ев. от Марка. Любовь к изучению Библии была привита Е. его учителем еп. "Михаилом (Лузиным), но, как замечает И."Соловьев, «в своих дальнейших трудах он шел своим путем, не зависимым от путей еп. Михаила, который был предшественником его в академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета».

Е. уделял большое внимание критике гипотез, выдвигаемых нем. протестантской наукой о происхождении

Пятикнижия. Осн. тенденция этих гипотез заключалась в том, чтобы доказать тезис: не Закон предшествует пророкам, а пророки Закону (см. Граф, Куэнен, Велльхаузен). В своей критике Е. отмечал архаичность языка и стиля Пятикнижия, отражающих более ранний этап, нежели классический профетизм. Для того чтобы показать, что зап. наука не исчерпывается этими гипотезами, Е. предпринял перевод на рус. язык «Исагогики» Кайля (перевод не был закончен). Е. и сам внес немалый вклад в исагогику, рассматривая вопросы библ. хронологии, канона, сопоставляя данные Библии и археологич. находки в странах Древнего Востока. Его собств. курс исагогики остался незавершенным.

Наиболее известная работа Е. по библ. географии написана в сотрудничестве с Горским-Платоновым («Очерки из библ. географии», вып.1-2, СПб., 1896-97). В статьях, посвященных толкованию начальных глав

Кн.Бытия, Е. в основном излагал данные протестантских библеистов: Кайля, Франца Делича и др. В работе о происхождении Кн. Иова он в отличие от еп. Филарета (Филаретова), считавшего Кн. Иова произведением по-слепленным, относил его к 10 в. до н. э. (эта т. зр. до сих пор имеет своих сторонников).

?О древнеевр. свящ. поэзии, ЧОЛДП, 1872, № 6, 7; Сотворение мира: Опыт истолкования 1:1-3 Кн. Бытия, ЧОЛДП, 1872, № 2, 3; О Ев. от Марка: Разбор мнения Ф. Х. Баура..., ЧОЛДП, 1873, № 3, 6, 12; Краткий очерк истории подлинного ветхозав. текста, ЧОЛДП, 1874, № 9; Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности, ЧОЛДП, 1875, № 1; Свидетельства о времени завершения ветхозав. канона, ЧОЛДП, 1876, № 3; Предполагаемое издание ветхозав. Библии в рус. переводе с примечаниями, ЧОЛДП, 1877, чЛ; Следует ли считать Кн. прор. Варуха каноническою...?, ЧОЛДП, 1877, чЛ; Пророчество Исайи о Вавилоне, ЧОЛДП, 1878, № 3; Учительный характер

Кн. Песнь Песней, ЧОЛДП, 1878, № 4;

Песнь о винограднике, ЧОЛДП, 1879, № 5; О времени происхождения Кн. Иова, ЧОЛДП, 1879, № 1; Совр. критика

свящ. ветхозав. писаний и ее слабые стороны (о Фридр. Деличе), ВЦ, 1904, № 4.

• ПБЭ, т. 5, с. 395-96; прот.С о л о в ь е в И.И., Заслуж. проф. богословия Моск. имп. ун-та прот. Н. А. Е., БВ, 1910, № 12.

ЕЛЕОНСКИЙ Федор Герасимович (1836-1906), рус. правосл. специалист по ветхозав. библ. истории и истории Библии. Род. в Нижегородской губ. в семье диакона. Окончил СПб.ДА (1863). Преподавал в Рижской, Казанской, Литовской ДС, а с 1870 — в СПб.ДА, где состоял доцентом, а затем э.орд. профессором (1875) каф. библ. истории. В 1884 после защиты докторской дисс. «История израиль-

428

ского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» (СПб., 1884) получил звание орд. профессора. Принимал участие в подготовке к изданию «Правосл. богосл. энциклопедии» и цикла толкований на ВЗ («Толкование на Книгу св. прор. Исайи», совм. с И.Г."Троицким и

"Якимовым, ч.1-3, СПб., 1883-95).

Последние годы жизни занимался патристикой, в частн. перевел ряд творений свт. "Иоанна Златоуста. Как отмечал свящ. В. Воронцов, труды Е. отличала не только громадная эрудиция, но и писательский талант.

Е. ценил исследования зап. библеи-стов и широко ими пользовался. Он сетовал на то, что наука о Свящ. Писании «продвигается у нас особенно медленно», но при этом был убежден, что правосл. экзегетам нет нужды слепо следовать за «немцами», повторяя сказанное ими «без продумывания и без проверки оснований». Его взгляд на будущее библ. науки в России был оптимистичен. «Запасаясь теми знаниями, какими располагает современная наука, — писал Е., — пользуясь опытами других и вразумляясь их ошибками, мы должны самостоятельно потрудиться на этом поприще. При всей разрыхленности библейской почвы разными точками отправления и научными приемами библейская истина не утратила своего неизменно благотворного влияния на христианскую душу, как скоро она искренне и с усилием начинает трудиться над ее усвоением».

Е. сознательно избрал темой докторской диссертации «белое пятно» библ. истории — 400-летнее пребывание потомков Иакова в Египте, период, о к-ром в Библии сказано очень мало. Привлекая исчерпывающий по тем временам материал, историк пытался реконструировать и описать религ.-обществ. состояние израильтян в стране фараонов. Работе предшествовало серьезное текстуально-критич. исследование, в результате к-рого Е. отдал предпочтение "масоретскому тексту (в главах, касающихся его темы). В труде уточнено географич. положение земли Гесем (Гошен) и ряда егип. городов, а также сделан вывод, что влияние язычества на израильтян не было абсолютным. Хотя, как отмечает автор, «в египетских памятниках доселе не открыто прямых и несомненных указаний на живших в Египте израильтян», косвенные же данные египтологии подтверждают историчность сказаний Библии.

Прочие работы Е. шли в четырех направлениях: 1) создание общего курса ветхозав. истории (текст лекций по этому курсу за 1876/77 уч. год остался в рукописи); 2) разбор спорных гипотез нем. протестантской критики; 3) сопоставление библ. материалов с древневост. памятниками; 4) история "церк.-слав. и "рус. переводов Библии.

? Состояние истории ветхозав. Церкви в совр. протестантской лит-ре, ХЧ, 1870, № 10; Разбор мнений совр. отрицательной критики о времени написания Пятикнижия, СПб., 1875, вып.1; Теократич. и эко-номич. состояние ветхозав. левитства и священства по законам Пятикнижия, ХЧ, 1875, ч.П; Постановление Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения, т а м ж е, № 9/10; Судебное устройство по законам Пятикнижия, т а м ж е, № 11; Отрывки из вавилонско-ассир. сказаний о первобытных временах, ХЧ, 1877, чЛ; О ветхозав. священстве, ХЧ, 1879, ч.П; Егип. сказание о потопе, ХЧ, 1883, № 4; Происхождение Юбилея, ХЧ, 1885, чЛ; Важнейшие задачи при науч. рассмотрении библ. событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте, СПб., 1886; Результаты новых изыска-

429

ний в заиорданской Палестине и Сев. Сирии, СПб., 1886; Филологич. услуги ассириологии в деле изучения ветхозав. книг, ХЧ, 1889, № 11/12; К вопросу о Кн. прор. Софонии, ХЧ, 1898, ч. II; Разбор мнений т. н. высшей критики о ветхозав. истории, ХЧ, 1899, № 7, 12; Отечеств. труды по изучению Библии в XIX в., ХЧ, 1901, ч.1, 1902, ч.1; Примеры сделанных елисаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной слав. Библии, не служащих к его усовершенствованию, ХЧ, 1902, № 6; По поводу 150-летия Елисаветинской Библии, СПб., 1902; Новый замечательный результат библ.-филологич. изысканий относительно книги прор. Даниила, ХЧ, 1903, № 4; Разбор приводимых отрицат. критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева, ХЧ, 1903, № 9; Следы влияния евр. текста и древних, кроме 70-ти, переводов на древнейший слав. перевод Библии, СПб., 1905; Кому обязан своим происхождением древ-неслав. перевод некоторых мест ветхозав. текста, сделанный с еврейского?, ХЧ, 1905, № 10, 11; статьи в ПБЭ: Амос, т.1, с.619-29; Библия в России, т. 2, с. 490-544; Библейские о-ва в России, т. 2, с. 575-97; и др. • А к в и л о н о в Е., Речь при отпевании почетного члена СПб.ДА, заслуж. проф. Ф.Г.Е., ЦВ, 1906, № 46; И. У., Проф. Ф.Г.Е. (Некролог), т а м ж е; ПБЭ, т. 5, с. 396-97.

 
6b0cc Справка по сайту   Контакты
СправкаИдеяОшибка Наверх
наверх